Сегодня разберем, какие краски использовал Лоренцо Лотто в своих картинах. Выяснили мы это с помощью анализа SEM-EDX и PLM.
Синие краски
Результаты анализа SEM-EDX и PLM показали, что наиболее часто используемый синий пигмент представлял собой азурит, чистый или смешанный со свинцовым белым.
Кроме того, азурит наблюдался в качестве включения в ряд промежуточных слоев краски. Следуя популярной традиции во второй половине 15-го века, синие плащи были окрашены в два слоя: первый в азурите и второй поверхностный слой в натуральном лазурите. Этот метод использует качество цвета лазурита, сводя к минимуму количество этого очень дорогого пигмента.
Следуя этой традиции, Лотто использовал природный ультрамарин над азуритом для самого интенсивного неба (Семейный портрет) и драпировки (синяя драпировка Богородицы в Мадонне Делле Грацие).
Третий синий пигмент, смальта, наблюдался в виде включения в цветной слой, нанесенный поверх грунтовки (Мадонна Делли Грэйси, красное платье Богородицы, розово-желтоватый слой с красными и синими включениями).
Ярко-синий пигмент, идентифицируемый как прусский синий, вероятно, был вызван проведением реставрационных мероприятий, так как это синтетический пигмент, введенный в 18 веке (Христос, ведущий апостолов на гору Фавор, Отдых на пути в Египет с Святым Жюстином).
Зелёные краски
Зеленые зоны также следовали традиционным многослойным технологиям того времени. Обычно густой слой краски был образован двумя или более слоями. Первый слой представлял собой смесь зеленого пигмента на основе меди - зелени, смешанного со свинцово-оловянно-желтым или, иногда, свинцово-белым.
В литературе сообщается, что общепринятой практикой было нанесение на непрозрачный цвет тела зелени вердигриса в сочетании со свинцово-оловянно-желтым или свинцово-белым слоем из медного слоя для получения насыщенного зеленого цвета.
Слои краски, содержащие пигмент на основе меди с характерными визуальными особенностями резината меди, были видны в нескольких образцах.
Идентификация этого пигмента чрезвычайно сложна, но постоянное присутствие таких структурированных слоев краски в исследуемых картинах убедительно свидетельствует о том, что смолу из меди использовал Лотто для покрытия непрозрачного зеленого слоя.
Он использовал этот многослойный подход, например, в картине «Семейный портрет» и в "Отдых на пути в Египет со святым Жюстином" и в "Мадонна Делли Грэйси". Малахит был найден только в одном случае, в драпировке левого ангела.
Красные краски
Подобная многослойная техника была использована для создания глубоких красных оттенков. Полупрозрачные красные были получены путем нанесения красной глазури на киноварь, смешанную со свинцовым белым.
Лотто использовал этот подход, чтобы нарисовать красное платье Богородицы (Отдых на пути в Египет со святым Жюстином). Кроме того, свинцовый красный наблюдался в промежуточных цветовых слоях "Мадонна Делли Грэйси".
Наличие красных пятен можно предположить в нескольких случаях. Фактически, следы силикатов (часто силикаты алюминия и калия или магния и калия) широко распространены, и в некоторых случаях их можно отнести к использованию в красных областях, которые были абсорбированы на квасцах.
Кроме того, глины, как правило, могут присутствовать в земных пигментах или в качестве наполнителей краски.
Жёлтые краски
Идентифицированный во всех этих картинах свинцово-оловянный желтый был использован Лотто. Олово-желтый использовался Лото, как в чистом виде, так и в смеси с медно-зелеными, коричневыми и желто-земными пигментами и свинцово-белым.
Этот пигмент был найден в цветных слоях всех четырех картин Лото. Желто-земной пигмент был идентифицирован в цветных слоях "Отдых на пути в Египет со святыми Жюстином" и "Мадонна Делли Грэйси".
Белые краски
Широко использовался свинцовый белый, как чистый, так и смешанный практически со всеми пигментами.
Коричневые краски
Коричневые оттенки были получены в основном с использованием коричнево-земельных пигментов.
Черные краски
Черные пигменты, используемые Лотто, были растительными черными и костными черными. В то время как земные пигменты и растительный черный были распространенными материалами в этот период, черный костяной пигмент использовался не так часто.
Тем не менее, этот пигмент был использован венецианскими художниками в начале 16 века.
Подводя итог, можно сказать, что основная палитра для этих четырех картин состояла из азурита, ультрамарина, смальты, зелени и медно-зеленой глазури (медно-резинат), малахита, ярко-красного цвета, красных озерных пигментов, свинца, свинца и олова (типа I), свинца красного, земляные пигменты, растительный черный и черный костяной пигмент.