Найти в Дзене
Зимняя вишня

Зачем художники эпохи Возрождения добавляли в краску стекло?

Некоторые из поперечных сечений картин, взятых за образцы, показывают большое количество наложенных слоев краски, иногда разных цветов, а иногда и одного цвета, но с другим оттенком и прозрачностью, указывая на сложную технику рисования. Некоторые образцы явно показывают очень тонкие промежуточные слои, которые в основном являются органическими. Кроме того, картины, которые не были перенесены на другую подложку, также содержат промежуточный слой между грунтом и пигментированными слоями краски, imprimatur (грунтовочный слой). Эти тонкие промежуточные слои часто считаются изоляционными слоями, содержащими масла и / или смолы или белковые материалы, хотя в некоторых случаях было доказано, что они являются результатом миграции связующего вещества между слоями. Их функция состояла в том, чтобы обеспечить адгезию между слоями краски, защитить слой краски под ним и, в случае с импримитурой, зафиксировать растягивание и уменьшить впитывающую способность грунта. Эти слои хорошо видны в ультрафи
Оглавление

Некоторые из поперечных сечений картин, взятых за образцы, показывают большое количество наложенных слоев краски, иногда разных цветов, а иногда и одного цвета, но с другим оттенком и прозрачностью, указывая на сложную технику рисования.

Некоторые образцы явно показывают очень тонкие промежуточные слои, которые в основном являются органическими. Кроме того, картины, которые не были перенесены на другую подложку, также содержат промежуточный слой между грунтом и пигментированными слоями краски, imprimatur (грунтовочный слой).

Эти тонкие промежуточные слои часто считаются изоляционными слоями, содержащими масла и / или смолы или белковые материалы, хотя в некоторых случаях было доказано, что они являются результатом миграции связующего вещества между слоями.

Их функция состояла в том, чтобы обеспечить адгезию между слоями краски, защитить слой краски под ним и, в случае с импримитурой, зафиксировать растягивание и уменьшить впитывающую способность грунта. Эти слои хорошо видны в ультрафиолетовом свете.

https://cdn.pixabay.com/photo/2014/11/26/21/19/canvas-546877_960_720.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2014/11/26/21/19/canvas-546877_960_720.jpg

Неорганические материалы

Исследование неорганических пигментов и грунтовок было выполнено на поперечных срезах, полученных из образцов краски, с использованием микроскопии PLM и SEM-EDX.

SEM-EDX раскрыл элементный состав каждого слоя краски и позволил нам определить или выдвинуть гипотезу о пигментах, используемых художником. Темнопольные изображения сечений двух образцов из "Мадонна Делли Грэйси" под микроскопом PLM и соответствующие SEM-изображения обратного рассеяния электронов представлены в исследовании, на них также показаны спектры SEM-EDX темных частиц, наблюдаемые в импримутире оба сечения.

Интерпретации исследований PLM и SEM-EDX суммированы для каждого образца, слой за слоем.

Основания

При реставрации картины "Христос, ведущий Апостолов на гору Фавор" и "Отдых на пути в Египет со святым Жюстином" были перенесены со своего основания на новое, состоящее из свинцового белого, смешанного с мелом, и свинцового белого с небольшим количеством свинцово-оловянного желтого цвета соответственно.

Исследование SEM-EDX сечений картин "Семейный портрет" и "Мадонна Делли Грэйси" показывает, что панель была приготовлена с использованием сульфата кальция.

Грунтовочный слой

К сожалению, грунтовочный слой картины "Христос, ведущий Апостолов на гору Фавор" был потерян во время переноса картины с панели на холст.

Исследования оставшихся грунтовочных слоев картин Лотто показали, что, помимо свинцового белого, в качестве второстепенных составляющих присутствовали и другие пигменты.

Грунтовочный слой картины "Семейный портрет" включает в себя коричнево-земной пигмент и следы костей черного цвета.

Кроме того, включения свинцово-оловянного желтого были обнаружены в изучаемой картине "Отдых на пути в Египет со святым Жюстином". Этот пигмент, возможно, присутствовал в исходном грунтовочном слое, и, когда рисунок был перенесен с деревянной подложки на холст, его смешали с подкладочной пастой. Грунтовочный слой, содержащий свинцовый белый с добавлением свинцово-оловянного желтого, был обнаружен в двух других картинах Лото.

Грунтовочный слой картины "Мадонна Делли Грэйси" состоит из тонкого слоя, содержащего свинцовый белок и некоторые бесцветные частицы, диаметром от 5 до 10 м. Эти частицы хорошо видны и появляются в виде темных вкраплений в грунтовочном слое на снимках SEM-BSE.

Элементами, присутствующими в этих вкраплениях, являются кремний в качестве основного компонента и незначительные количества натрия, кальция, калия, магния, алюминия, марганца, железа, йода, хлора (образец 9263-2, 9263-4) и свинца (образец 9263-2).

Стекло?

Все это говорит о том, что это частицы порошкообразного стекла. Подобные включения угловатой формы и почти одинакового состава были обнаружены в ряде грунтовочных слоев картин Рафаэля из коллекции в Лондонской национальной галерее.

https://cdn.pixabay.com/photo/2018/05/13/16/32/closeup-3397061_960_720.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2018/05/13/16/32/closeup-3397061_960_720.jpg

Эти частицы были идентифицированы как порошковое стекло (марганецсодержащий натриево-кальциевый тип). Кажется, что использование порошкового стекла было довольно популярным среди итальянских художников, на самом деле порошковое стекло с таким же составом было найдено в нескольких других картинах. В грунтовочном слое картины "Мадонна Делли Грэйси" были обнаружены два типа стекла: стекло, содержащее свинец и стекло без свинца. Венецианское стекло содержало свинец, а некоторые другие виды итальянского стекла содержали марганец.

Причина добавления стекла к краске и грунтовочным слоям не ясна. Хотя стекло можно было использовать в качестве наполнителя, более вероятно, что порошковое стекло было добавлено в слой краски для повышения его прозрачности.

https://cdn.pixabay.com/photo/2015/05/31/13/43/flour-791840_960_720.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2015/05/31/13/43/flour-791840_960_720.jpg

В случае картины "Мадонна Делли Грэйси" кажется маловероятным, что порошковое стекло было добавлено по эстетическим соображениям, поскольку оно присутствует в грунтовочном слое и покрыто несколькими слоями краски. Более вероятно, что порошковое стекло использовалось в качестве сиккатива, причем марганец и свинец в стекле были активными агентами.

Наконец, стекло, обнаруженное в грунтовочном слое "Мадонна Делли Грэйси", также содержит большое количество натрия, поэтому, вероятно, это было натриево-известковое стекло, изготовленное из пепла морских растений в качестве флюса.