В 1920 году Борис Кустодиев создал серию картин под названием "Русь", в которой запечатлел различных людей – купцов и купчих, извозчиков, трактирщиков, булочников...
Единых по виду и по духу.
Истинно русских.
Ещё спустя три года, в 1923, в петроградском издательстве "Аквилон" по просьбе самого художника вышла книга "Русь. Русские типы Б. М. Кустодиева".
В книге содержалось 23 акварели, наглядно рассказывающие историю прежней, дореволюционной России и её жителей.
Писатель Евгений Замятин, так же, как Кустодиев, знавший и любивший провинциальную Россию, написал по картинам художника повесть.
В ней звучным, сочным народным языком он описал Русь такою, какой она была. Какой, возможно, и осталась...в наших сердцах.
Город, в котором происходит действие его повести, Замятин назвал Кустодиевском, а самого Кустодиева сравнил с Нилом – рекой, к которой "всякая тварь, всякое лохматое зверье, злое и ласковое" приходит...
И всем пришедшим художник рассказывал о том, что помнит, о том, что нельзя забывать:
"...для нас, кто пять лет — сто лет — назад еще видел все это своими глазами, и для тех, крылатых, что через сто лет придут дивиться всему этому, как сказке".
И правда, прошло почти сто лет, а мы все дивимся, все поражаемся...
Чему?
Да простоте прошлой жизни и вместе с тем ее полноте, её хлебосольности, её разудалой веселости, её тихой патриархальности...
Взгляните, к примеру, на картину "Извозчик в трактире".
За покрытым узорной скатерью столом сидит извозчик в форменном кафтане и неспешно пьёт чай из блюдца.
Все утро он развозил пассажиров в разные концы города, и теперь зашёл в трактир, чтобы немного погреться...
Через оконное стекло мы видим стоящие на улице извозчичьи сани. Выкрашенные в жёлтую краску, покрытые меховыми полостями и помеченные различными числами, они напоминают нам, что извозчик – государственная профессия...
Важная и необходимая в дореволюционной России.
Дымит труба в доме напротив. Неподалёку вздымает свои своды шатровая церковь с колокольней.
Типичный русский пейзаж.
Жизнь за окном идёт своим чередом, однако извозчик на время словно забыл о ней...
Перед ним стоит поднос с двумя чайниками (в один наливают заварку, в другой – крутой кипяток), сахар и баранки.
Все, что нужно, чтобы согреться, придя с мороза. Чтобы отвести русскую душу...
Другой русский тип – это половой, обслуживающий посетителей трактира.
Смотрите, как он одет: белоснежные брюки и рубаха, туго подпоясанная красным поясом, начищенные до блеска ботинки...
Половой стремительно передвигается по трактиру, разнося заказы: чайники с кипятком, графины с горячительными напитками, закуски...
Убранство трактира – кричащие надписи, аляповатые обои – указывают на то, что здесь столуются самые обычные люди: извозчики, мастеровые, священники.
Впрочем, нередкими гостями были в трактирах и купцы...
Трактиры отличались один от другого как по убранству, так и по предлагаемым в них блюдам.
В извозчичьих заведениях порой даже занавесок на окнах не было, а обои отсыревали и отставали от стен... Здесь подавали самые простые блюда.
В трактирах, предназначенных для более степенной публики, и убранство было соответствующее.
На прилавок, за которым стоял хозяин заведения, выставлялись всевозможные закуски: соленые огурцы, раки, копченые окорока, вареная колбаса...
Посетитель сам выбирал, что пожелает.
Полки за прилавком ломились от разномастных чайников.
На стенах висели жостовские подносы, картины...
Для развлечения публики под потолком подвешивались клетки с певчими птицами, на прилавке стоял граммофон...
Чем-то непередаваемо русским веет от трактиров, изображенных Борисом Кустодиевым.
И трактирщик – ещё один русский тип, с любовью запечатленный художником.
Вот он стоит за прилавком, в полосатом жилете, с цепочкой от часов, выглядывающей из кармана...
Перед ним – пузатый многоведерный самовар, из которого наполняются кипятком чайники для посетителей, целая шеренга стеклянных рюмок и разнообразные закуски.
Нужно сказать, что чай и водка были самыми распространенными напитками, подаваемыми в трактирах тех лет...
В трактире проходила вся жизнь трактирщика.
Там же, как это ни странно, порой проходила и жизнь купца.
Взгляните на этого тучного человека с окладистой бородой, одетого в долгополую шубу...
Настоящего русского купца.
За спиной у него мы, и правда, видим трактир, а также торговые ряды и церковь.
Три места, в которых купец был наиболее частым гостем...
В трактире за чашкой чая вершились торговые сделки, там же купец проводил обеденное время.
Впрочем, у купеческих жён мест для приятного времяпрепровождения было и того меньше – дом да церковь.
Как же любили купчихи баловаться чаем!..
В этом они достигали наивысшего искусства.
Только взгляните на эту купчиху, сидящую перед самоваром с блюдцем дымящегося чая в руке...
Чинная, радушная, она – образец хорошей хозяйки.
Замятин написал о ней так:
"...И над всеми — красавица, настоящая красавица русская, не какая-нибудь там питерская вертунья-оса, а — как Волга: вальяжная, медленная, широкая, полногрудая..."
Русская купчиха.
Еще одним истинно русским типом был булочник.
Улыбающиеся и крыглолицые, булочники торговали свежей выпечкой: сайками, калачами, ватрушками, баранками и нанизанными на длинную бечевку сушками.
По праздникам в булочной можно было купить и сдобный кулич, и вкусное пирожное... Купить и съесть тут же, за столиком.
Правда, в этом случае, булочная исполняла роль ещё и кондитерской.
Вот, к примеру, вывеска подобной булочной-кондитерской.
Перед нами рог изобилия, из которого щедро сыплются пирожные, вафли, рассыпчатые печенья...
Румяная купчиха, застигнутая врасплох неожиданной встречей, случившейся на углу у "сладкого" магазина, кажется смущенной, но глаза выдаёт её страстное желание нравиться...
В гостиных дворах, рядом с трактирами и булочными, было много и других лавок.
Самыми примечательными среди них – и истинно русскими – были сундучные лавки, предлагавшие своим посетителям огромный выбор самых разнообразных сундуков – от совсем малых до по-настоящему огромных.
Сундуки украшались росписью: вертикальными и горизонтальными полосами, травами, цветами...
И снова Замятин выписывает, выводит перед нами образ сундучника:
"Сундучник Петров вместе с товаром – вылез из своей лавки на улицу. Расставлены перед дверями узорочно-кованые, писаные розами сундуки, и на табурете, подставив лысую голову солнцу – как подставляют ведро под дождевой желоб, – сам И. С. Петров с газетой"
За пределами гостиного двора были и другие торговцы и торговки: не столь степенные, но по-своему очень колоритные.
Взять к примеру эту торговку овощами.
Её лоток стоял неподалёку от пристани, и кое-какие овощи, возможно, попадали к ней прямо с барж.
Например, арбузы... Сочные, красные.
Кроме них, торговка не прочь продать нам капусту и морковь, картошку и яблоки...
Вся еда самая простая.
Сама торговка, закутанная в шерстяной платок, попивает чай из блюдца.
Впрочем, далеко не все покупалт продукты с лотков.
Взгляните на эту купчиху!
Она возвращается с городского рынка, но сама продукты не несёт.
Для этой цели она наняла мальчика-носильщика.
В одной руке он держит корзинку, заполненную всякой всячиной, и тяжёлый свёрток, из которого выглядывают бутылки, в другой руке – увесистые свёртки.
Продукты, которые не купить у уличной торговки...
Купчиха выступает чинно, не спеша.
На голове у неё розовый тюрбан, в руках – шелковый зонтик от солнца.
Перед нами – типичная русская хозяюшка.
Замятин говорил:
"Кустодиев видел Русь другими глазами, чем я, его глаза были куда ласковей и мягче… Так вышло, что Русь Кустодиева и моя – могли теперь уложиться на полотне, на бумаге в одних и тех же красках".
Конечно, это не все русские типы, вышедшие из-под кисти Бориса Кустодиева. Не все, описанные Евгением Замятиным...
Есть и другие.
С некоторыми из них вы можете ознакомиться ниже:
Поставьте 👍, если статья показалась Вам интересной.
Если же Вам понравились заметки, добро пожаловать на мой канал:)
Читайте также:
Борис Кустодиев. Русские гулянья на Масленицу