Гробница была вечным домом, в который возвращалась душа, чтобы
освежиться и посетить землю, нарисованная статуями и изображениями ее образа и, конечно же, ее тела.
Не нужно бояться смерти или цепляться за жизнь, потому что человек
будет жить через память других людей и оправдание богов, которые
признали его добродетель, а также могилу, в которой будут жить и которая будет стоять вечно.
Это видение совершенно по-другому представлено в более известной
песне "Возложении арфиста" из могилы короля Интефа:
К счастью, это принц,
Ибо счастливым была его судьба, и счастливым был его конец.
Одно поколение умирает, а другое остается,
Еще со времён старых.
Боги, существовавшие до меня, теперь покоятся в своих могилах,
И благословенные аристократы тоже похоронены в своих могилах.
Но что касается этих строителей могил,
Их могил больше нет.
Что с ними стало?
Я слышал слова Имхотепа и Хардедефа [мудрецов Старого Царства].
Чьи поучения повторяются целыми и невредимыми, как пословицы.
Но что насчет их могил?
Их стены в руинах,
И их гробниц больше нет,
Как будто их никогда не было.
Нет никого, кто вернулся бы из-за пределов страны.
Что он может рассказать об их состоянии,
Что он может рассказать об их судьбе,
Чтобы он успокоил наши сердца.
Пока мы не отправимся в путешествие.
Туда, куда они уехали.
Так радуйся своему сердцу!
Отсутствие забот полезно для тебя;
Следуй за своим сердцем, пока жив.
Положи мирру себе на голову,
Одевайся в прекрасный лен,
Помажся изысканными маслами.
Которые предназначены только для богов.
Пусть твои удовольствия возрастут,
И пусть твое сердце не начнет уставать.
Следуй за своим сердцем и своим счастьем,
Веди свои дела на земле так, как диктует сердце,
В тот день траура, который, несомненно, придет за тобой.
Носитель сердца не услышит их плача,
И их слезы не спасают сердце человека из могилы.
Наслаждайся приятными временами,
И не уставай от этого.
Вот, никому не дано брать с собой вещи свои,
Узрите, нет никого, кто ушел, и вернулся снова.
В этой песне отвергается мысль о том, что мертвые могут слышать что-
либо (умершие не слышат плача скорбящего) или что их могила
гарантирует продолжение существования.
Кроме того, поскольку никто не воскрес из мертвых, чтобы доказать
существование загробной жизни, нет причин возлагать слишком большие
надежды на благость и милосердие богов, и, по словам поэта, было бы
лучше следовать за своим сердцем и наслаждаться жизнью как можно дольше.
"Возложение арфиста" - не единственное произведение литературы
Среднего Царства, выражающее эту точку зрения.
Другая известная работа - "Спор между человеком и его душой", говорит о том же.
Признание того, что гробница рухнет, может быть легко забыта и
потеряна, и поэтому не является гарантией вечной жизни, выражается в
еще одной работе "История о привидениях" (иногда переводится как "Хонсемхеб и призрак").
В этом произведении призрак появляется перед Хонсемхебом,
первосвященником Амона, жалуясь, что его гробница рухнула, и никто его больше не помнит.
Поэтому он умирает с голоду в стране мертвых и бродит без дома.
Хонсемхеб обещает вернуть могилу призраку и держит свое слово, но
зрители все еще задаются вопросом о многих других гробницах, которые
пали и не были восстановлены, и о судьбе тех, для кого они были построены.