Найти в Дзене
Взаимосвязи.

Высшее образование по новым правилам. Часть 1.

Речь пойдёт о так называемом Болонском процессе. Болонский процесс в первую очередь рассматривается как ответ на вызовы интернационализации и глобализации и поэтому определяется двумя различными движущими силами, связанными с этими проблемами: сотрудничество и конкуренция. С одной стороны, он считается продолжением европейской политики интернационализации высшего образования, сформированной в течение 1980-х годов, которая поощряла программы институционального сотрудничества и мобильности студентов. Особенностью новых реформ было первоначальное исключение наднациональных органов (например, Европейской комиссии) из процесса принятия решений. Болонский процесс был разработан как межправительственное рамочное соглашение, которое поощряло добровольное участие, оставляя использование финансовых и других инструментов политики на усмотрение подписавших их государств. Болонский процесс представляет собой ответ на тенденции глобализации, потому что, по сути, он призывает вузы, нации и блоки на

Речь пойдёт о так называемом Болонском процессе.

Болонский процесс в первую очередь рассматривается как ответ на вызовы интернационализации и глобализации и поэтому определяется двумя различными движущими силами, связанными с этими проблемами: сотрудничество и конкуренция.

Фото с сайта    https://pixabay.com/ru/photos/
Фото с сайта https://pixabay.com/ru/photos/

С одной стороны, он считается продолжением европейской политики интернационализации высшего образования, сформированной в течение 1980-х годов, которая поощряла программы институционального сотрудничества и мобильности студентов. Особенностью новых реформ было первоначальное исключение наднациональных органов (например, Европейской комиссии) из процесса принятия решений. Болонский процесс был разработан как межправительственное рамочное соглашение, которое поощряло добровольное участие, оставляя использование финансовых и других инструментов политики на усмотрение подписавших их государств.

Болонский процесс представляет собой ответ на тенденции глобализации, потому что, по сути, он призывает вузы, нации и блоки наций конкурировать. В связи с этим необходимость проведения реформ высшего образования в Европе возникла потому, что европейские университеты (по их собственному признанию) утратили лидирующие позиции в мире. Одной из причин этой потери престижа было отсутствие стимулов для конкуренции.

В отличие от англосаксонских стран, где рыночные механизмы уже давно существуют, высшее образование в континентальной Европе характеризуется более централизованными системами управления, равенством доступа и преимущественно бесплатным обучением. Комбинация бесплатного обучения и широко распространенных одноуровневых программ также привела к увеличению продолжительности программ и времени для получения степени студентами.

Знания, полученные студентами в течение 7-8 лет обучения, к моменту окончания обучения были частично устаревшими. Такая неэффективность исследований привели к тому, что структуры степеней и механизмы финансирования должны были быть пересмотрены.

Другое важное условие, при котором осуществляются реформы, включает изменение отношений между высшим образованием и национальными правительствами. Болонский процесс является отличным примером реформ, включающих многоуровневое управление. По мере того как системы высшего образования стали более масштабными, тенденция в структуре управления также сместилась с активностью передачи полномочий и ответственности за финансирование (от правительств к вузам), вверх (к наднациональным органам) и снаружи (к независимым регулирующим органам).

Фото с сайта    https://pixabay.com/ru/photos/
Фото с сайта https://pixabay.com/ru/photos/

В России и в других странах вузы начали реализовывать цели Болонского процесса, не дожидаясь правительственных указаний; в результате соответствующее законодательство всё ещё отстает от академических инициатив. С другой стороны, Европейская комиссия (первоначально исключенная из процесса принятия решений) впоследствии стала более активно участвовать в Болонском процессе с точки зрения финансовой поддержки проектов академической мобильности с округами за пределами Европы и поощряющий обзор содержания учебных программ. Это связано с тем, что определенные цели не могут быть достигнуты с помощью одних только национальных инициатив, а отчасти потому, что прежние партнерские связи, на которых основывается Болонский процесс, во многом обязаны программам мобильности и обмена европейскими странами.

Хотя Европу все больше рассматривают как экономическое целое, также возникла необходимость в том, чтобы сектор высшего образования внес вклад в её интеграцию. Со временем роль университетов была пересмотрена для того, чтобы они стали центрами подготовки национальных элит и центрами передачи знаний, способствуя экономической конкурентоспособности и культурной привлекательности нации.

Однако европейский сектор высшего образования был настолько разнообразен, считалось, что он препятствует поступающей академической мобильности и свободному перемещению рабочей силы. Системы высшего образования должны были стать более конвергентными и прозрачными, прежде чем они могли бы начать поднимать международный профиль Европы в целом.

Читайте продолжение в следующей части.....