Управление - это "воздействие управляющей подсистемы на управляемую, на протекающие в ней процессы посредством информационных сигналов или управленческих действий".
Планирование – это конкретное описание предполагаемых действий в выделенных направлениях:
· ведущее к реализации намеченных целей;
· совершаемое на основе выработанной стратегии, которая основывается на проблемном анализе ситуации, прогнозировании и предвидении рисков, учете ресурсов и возможностей предполагаемых действий.
Стратегическое планирование отвечает на вопрос "что делать?", стратегический менеджмент – на вопросы "как делать?" и "кто будет делать?". Грани между двумя этими процессами стираются.
Стратегическое планирование начинает рассматриваться как составная часть целостного процесса стратегического управления. Включает в себя три стадии ( по А.А. Томпсону и А.Дж. Стрикленду)
· выбор миссии, ценностей и видения организации;
· выбор стратегических целей;
· выбор стратегий.
За стратегическим планированием следуют стадии:
· реализация,
· мониторинг,
· анализ, оценка и коррекция стратегических планов.
Что учесть при стратегическом планировании
При стратегическом планировании деятельности ДОУ, выборе ее миссии, ценностей и видения необходимо определить:
· уровень качества образования
· потребности потребителей;
· возможности организации;
· стратегические цели;
· планирование - определение стратегии.
Требования нормативных документов
Дошкольное образование – самостоятельный уровень общего образования (ст. 5 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в РФ").
Утверждение ФГОС дошкольного образования обусловлено необходимостью обновления и повышения его качества (приказ Минобрнауки от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования").
Дошкольная образовательная организация в соответствии с новыми нормативно-правовыми документами должна стать современной, доступной и безопасной для детей.
Федеральные государственные стандарты внесли перемены в деятельность дошкольных организаций - новые целевые ориентиры, принципы доступности. Все дети, вне зависимости от их возможностей, имеют право на качественное дошкольное образование.
Менеджер дошкольной организации должен:
· понимать, что такое развивающая образовательная среда дошкольной организации с позиций ФГОС;
· создавать условия для функционирования предметно-пространственной среды;
· определять содержательную насыщенность предметно-пространственной среды, обеспечивающей реализацию образовательной программы в различных видах детской деятельности.
· Образовательная среда должна быть трансформируемой и многофункциональной, доступной и безопасной, обладать вариативностью.
ФГОС ДО включает в себя требования к ООП:
· структуре, в том числе соотношению обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, и их объему;
· условиям реализации, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
· результатам освоения.
Важно:
ФГОС дошкольного образования - это стандарт условий, а не результатов.
Освоение дошкольных образовательных программ не сопровождается промежуточной и итоговой аттестацией воспитанников.
Требования к результатам, в соответствии с ФГОС ДО, определены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Это социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
"Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей" (ФГОС ДО).
Риск превращения дошкольного образования в школьное
В погоне за натаскиванием детей к школе дошкольное образование превращается в школьное. Например, названия пособий: "Готовимся к школе", "Математика. Рабочая тетрадь", "Подготовлен ли ребенок к школе по чтению?".
Ребенка не учат социальным навыкам, а учат писать, считать, писать. Мы должны понимать, что не ребенок готовится к школе, а школа готовится принять ребенка.
Например, родители, желая ребенку успехов в школе, кроме детского сада отдают ребенка на танцы, плавание, в школу раннего развития. В результате мы видим рост нарушений физического и психического здоровья школьников. Давайте задумаемся, хочется ли нам после работы еще идти и трудиться в третью или четвертую смену. А у ребенка был целый трудовой день. Конечно, некоторым детям необходимы дополнительные занятия. Поэтому нужно задуматься о сетевом взаимодействии дошкольного, дополнительного и общего образования.
Формирование компетенций воспитателя
По мнению А.Г. Асмолова, в сложившихся условиях необходимо обеспечить реализацию принципов педагогики и психологии содействия взрослого и ребенка. Почему это так важно?
Вспомним известное стихотворение С.Я. Маршака:
Он взрослых изводил вопросом "Почему?"
Его прозвали "маленький философ".
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не досаждал вопросом "Почему?".
Мы заглушили любознательность воспитанника дополнительными занятиями, натаскиванием по чтению, счету, письму. Уходит игровая педагогика, а играть интересно всем, даже взрослым.
Игровая педагогика важна в дошкольном образовании.
В игре ребёнок:
· включается в общение,
· воспроизводит деятельность взрослых,
· развивает моторику,
· осваивает культурные основы,
· художественное творчество,
· осваивает различные виды движения.
Высококвалифицированный педагог сможет использовать игровые формы на основе принципов педагогики и психологии взаимодействия взрослого и ребенка. Поэтому современный воспитатель должен быть мастером игровой дидактики. Необходимо формирование и развитие новых компетенций воспитателя.
Например, давайте задумаемся:
· какая деятельность детей удобнее: ребенок - взрослый, ребенок - ребенок, ребенок - группа?
· как привычнее организовать деятельность детей?
· как они при этом организованы - привычно за столами или используются другие формы?
Хотелось бы видеть активную включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми.
Дети должны добровольно включаться в деятельность без психического и дисциплинарного принуждения, это:
· свободное общение и движение детей во время деятельности, конечно, при безопасной организации рабочего пространства;
· открытость временных рамок образовательной деятельности, так как каждый ребенок работает в своем темпе.
Мы должны организовать общение таким образом, чтобы инициатива для совместных игр взрослых с детьми принадлежала воспитанникам, а педагог ее поощрял.
Определите, ведётся ли проектная деятельность в ДОУ. Какие работы представлены на выставках в детском саду:
· индивидуальные работы детей,
· работы детей совместно с родителями,
· работы родителей, подписанные фамилией ребенка,
· совместные работы воспитателя и детей.
Интересна совместная проектная деятельность воспитателя и детей. Чтобы каждый ребенок мог гордиться, что его вклад внесен в общую работу.
Итак:
1. Учтите требования нормативно-правовых документов.
2. Определите миссию и ценности, носителями которых будет педагогический коллектив.
3. Определите цели и результаты, на которые вы ориентированы.
4. И в зависимости от этого определите качество образования, которое будет формироваться в ДОУ.