Фотографии из личного архива и свободного доступа.
Со временем, как девственность,
Теряем мы непосредственность.
Из мира, где верят в видимость,
Где мысли как снег красивые,
Приводят нас вдруг в действительность
Случайность или насилие.
И мы замечаем, что так это -
Не ровен наш мир в иголочку!
И ходят по миру запросто
Нахалы и просто сволочи,
Которым наша доверчивость
И искренность очень выгодны!
Которые, как овечек нас,
Чуть что - остригут и выгонят!
(Из бардовских песен 60-х годов.)
После Нового года в техникуме появилась странная серая парочка, лет 40-45-ти, державшаяся особняком в преподавательском коллективе, что-то постоянно вынюхивавшая и подглядывавшая за всеми, напоминавшая Тушке крыс с их отвратительными мордами и мерзкими хвостами.
Она - молчаливая, с мелкими зубками и острыми клычками, в очках с тяжелой черной роговой оправой, с гладко причесанным волосом, собранным в шишку на затылке, с неприятным "французским проносом", вела русский язык и литературу.
Он - маленький, с залысинами на плешивой голове, суетливый, много и не по делу говорящий скороговоркой, высоким фальцетом. Его представили коллегам как зам директора по УВР, наделив его часами по Истории в параллельных группах.
Уроки он вел в кабинете Тушки,читая текст с листов, исписанных мелких почерком, требуя от студентов тишины и беспрекословного послушания. Лишние вопросы,тем более разговоры не по теме, пресекал моментально, срываясь на крик.
Как-то на перемене, в многолюдном потоке спешащих из одной аудитории в другую студентов, его нечаянно толкнул проходивший мимо строитель-старшекурсник, остановленный грозным писком новенького администратора.
-Стоять! Ты куда прешь?! Ты что не видишь, кто перед тобой?!
Студент остановился и, глядя с высоты своего баскетболистского роста на странное существо, прыгающее и изливающее гейзером свой гнев, не удержался и хмыкнул.
Вокруг уже собралась толпа его друзей, с любопытством рассматривая фонтанирующее плешивое чудо. Мальчишка попытался извиниться и объяснить, что в спешке не заметил проходившего преподавателя.-
Но "Остапа" уже понесло!
-Да ты знаешь, с кем ты разговариваешь?! Я- замдиректора! Да я могу тебя вышвырнуть в одну минуту из техникума!
-И, визжа, брызгая слюной, он разошелся так, что дежурный вахтер вызвал подмогу. Прибежал парторг, он же преподаватель техмеха у строителей. В общем, инцидент был улажен, благодаря выдержке студента.
Так к нелепому человечку навсегда прилипло прозвище "Фунтик," и между студентами и преподавателями его отныне называли только так. Росло взаимное неприятие им учащихся, а студенты не скрывали своего презрения к этому персонажу.
Как оказалось, странная парочка пришла из местного ИТК, где отбывали наказание за разные правонарушения подростки до 18 лет .
Там эти выдающиеся "Макаренки" привыкли вести уроки, получая помощь от надзирателей, следивших за дисциплиной во время занятий. Прямых внеурочных контактов с ребятами у них не было, как, собственно, и человеческого отношения к юным преступникам.
И коренная ошибка парочки заключалась в том, что они не учли силу и возможности "малявы", посланной на волю. За короткий срок после скандальной выходки "Фунтика" полное досье на сладкую парочку распространилось между молодежью.
Студенты не приняли Фунтика ни как администратора, ни как историка. И он не смог наладить нормальных отношений с ребятами.
Но за ним стояла поддержка приятельницы, зав отделением товароведов, преподававшей математику в группе, где классным руководителем была Тушка. И за ее спиной началась мышиная возня троицы.
Фунтик заканчивал исторический факультет заочно и поэтому постоянно обращался за помощью к Тушке, которая выручала его своими подсказками и методическим руководством.
Подсказывала, если он ошибался, советовала не читать, но рассказывать материал самостоятельно. Обращала его внимание на специфику того или иного аспекта темы.Рекомендовала новейшую литературу по предмету. -
В общем, относилась к нему с пониманием его проблем как начинающего обществоведа. И не подозревала, что ее "подсидит" именно этот человечек, которому просто были нужны дополнительные часы.
И еще она не учла того, что такой амбициозный и очень тщеславный коллега, оказывается, очень болезненно воспринимал ее замечания.
За прошедший год администрация отметила ее активное участие в работе и в ремонте кабинета благодарностью и даже наградила 4-х томником академического словаря Даля. И когда стали составлять график преподавателей, которым пришло время повышать квалификацию, Тушку в сентябре отправили в Новосибирск.
Вернувшись после курсов, Тушка обнаружила полное изменение отношений к себе как со стороны администрации, так и от своей группы. Как оказалось, зав отделения, приведшая сладкую парочку в МОД,провела многоходовую комбинацию, чтобы очистить место для своего корефана.
Воспользовавшись ее отсутствием, на своих уроках стала проводить беседы с группой на тему, что плохого они могут сказать о классном руководителе.
И собрала досье ее "провинностей", посоветовав "деткам" подать заявление на имя директора на освобождение группы от неугодной классной.
В истории техникума это был первый случай такого "демократичного" подхода администрации к протестным настроениям народных масс. Гласность, о которой так много говорила Тушка на политзанятиях и уроках, прошлась по ней другим концом.
В группе был костяк девиц с полукриминальными наклонностями, третировавший иногородних и городских девчонок. С ними Тушке приходилось то и дело разбираться, вызывать родителей, ходить по квартирам.
Был момент, когда она, определив лидера этой "преступной группировки" уже собралась ставить вопрос об отчислении "сорви-головы"на педсовете. Но получила приглашение от ее матери с просьбой прийти к ним домой.
Разговор состоялся tete-a-tete. Женщина умирала от цирроза печени. Счет шел на дни. И она попросила Тушку не бросать ее девочку на произвол судьбы, рассказав обо всех сокровенных тайнах своей семьи.
Она просила дать дочери возможность закончить техникум и получить специальность. Тушка свое слово сдержала. Девочка, к сожалению, так ничего и не поняла.
Оставшись без матери, она озлобилась еще больше, третировала слабых и трусливых. Прогуливала уроки. Дерзила преподавателям.Училась слабенько.
Тушке приходилось разруливать конфликты.Находить возможности для примирения враждующих сторон.За четыре года( а группа была на базе 8 классов) всякое случалось в ее отношениях с группой.
Учитывая, что у нее уже был опыт работы с молодежью, этих подопечных она не всегда понимала. Слишком разными были ее и их нравственные качества. И это ее озадачивало и, что греха таить, часто раздражало.
Товароведы поражали с самого начала своей ушлостью и каким-то странным, "рыночным" отношением к жизни. Хитрость, склонность ко лжи и обману, отсутствие совести у некоторых особо выдающихся персонажей были в порядке вещей.
Многие из них подрабатывали с 6-го класса, торгуя квасом(как рассказывали с гордостью мамашки). И в межличностных отношениях особой порядочностью не отличались, могли в любой момент подставить ножку сопернице.
Внутри группы существовало несколько группировок, враждующих между собой. Их трудно было бы назвать дружной группой.
Анализируя с позиций сегодняшнего дня ту ситуацию, понимаешь, что Тушка попала в эпицентр событий, которые позднее будут изящно описаны в теории поколений Нейли Хоува и Уильям Штрауса.
В России применение этой теории имеет свою специфику, поскольку события, под влиянием которых у нас формировались поколенческие ценности, несколько разнятся с американскими.
Это «поколение Х», или «неизвестное поколение». Им достались перестройка, СПИД, наркотики, война в Афганистане – все что позднее сформировало их готовность к изменениям.
Они поражают информированностью и технической грамотностью, индивидуализмом, стремлением учиться в течение всей жизни, прагматизмом, расчетом только на собственные силы.
О них говорили, что это «потерянная молодежь» того времени. Потерялись они в лабиринтах изменений, происходивших в то время в нашей стране. Потерянными они стали и для государства, и для старшего поколения.
Колоссальная переоценка ценностей и безвозвратная смена всех идеалов дала о себе знать именно в их морально-нравственных качествах.*
В тот перестроечный период, в принципе, особых отклонений от регламентируемых норм не наблюдалось.
Все дети в процессе роста не отличаются ангельским характером.
Просто Тушка со своими идеологическими привязками к коммунистическому воспитанию устарела, на их взгляд. Да, на уроках возникали споры. Тушка гундела, что они не соответствуют высоким требованиям программы КПСС.
- Ах, кабы знать, что все они летели в одном дирижабле! И когда он попадет в зону турбулентности и рухнет, на кусочки и мелкие осколки разнесет СССР.
И на руинах той империи выживут только эти пришельцы "Х", потому что они окажутся самыми жизнеспособными, благодаря своему прагматизму!
Им было смешно ее слушать. Они из осторожности не шли на конфликт, понимая, что это - ее работа.
Но чтобы представитель администрации осознанно сталкивал детей преподавателем, используя откровенную клевету и оговор - такого в практике Тушки еще не было!
А зав отделения, зная о внутреннем положении в группе, представила директору обстоятельства таким образом, что на Тушке клейма негде было поставить.
И друг Фунтик, по совместительству зам директора по УВР, для которого, собственно, и была проведена расчистка места, с удовольствием поддержал клевету.
В общем, до конца года Тушка доработала, но заявление по собственному желанию ей пришлось подать. Ощущение было премерзкое. И не столько за себя, сколько за группу.
Понимая, что причина ничтожна и откровенно меркантильна со стороны веселой троицы, она не могла понять одного: почему они обрезали крылья на взлете ребятишкам, выходящим в жизнь?
Неужели они не понимали, что облили грязью души этих детей? Как они, осознав с возрастом всю мерзость своего поступка, будут жить дальше?
Память Тушки не сохранила детали этого грязного и несправедливого дела. Стресс был, конечно, тяжелейший.
И на выпускном она не хотела фотографироваться с группой. С трудом заставила себя соблюсти правила приличия.И вот сегодня, работая над статьей, она нашла в "Одноклассниках"эту фотографию.
Но глядя на те времена с высоты птичьего полета сегодняшних реалий, Тушка остается благодарной судьбе за встречу с теми товароведами -прагматиками.
Они спустили ее с небес на землю, научили относиться к реальной повседневности проще. И не стенать о потерянных идеалах прошлого, но искать выход из создавшейся ситуации.
И горе тому, кто видит на небе только серые тучи, а возраст своей души измеряет лишь прожитыми годами!
P.S. Мне кажется или детям все - таки стыдно?
*https://moiarussia.ru/pokolenie-y-pokolenie-x/
_________________________________________________________________
С вами была Надежда и мой канал Эффект Бабочки.
Подписывайтесь!
Ссылки на мои предыдущие публикации:
44. И носило меня, как осенний листок, я менял города
____________________________________________________________
Полный список статей Вы можете посмотреть в моем блоге:
Подписывайтесь на канал «Эффект Бабочки» и делитесь своими мыслями в комментариях и в социальных сетях.
За помощь в продвижении моего канала в социальных сетях буду всем вам очень признательна!
Если статья вам понравилась, буду благодарна за лайк ☺