Речной жемчуг на Руси шел на отделку шапок, обуви, каймы, рукавов, кафтанов, рубах… Костюмы можно представить по портретам-парсунам XVII века, изображающим царей и цариц. Богатые наряды выписаны с необыкновенной тщательностью — это наследие иконописной традиции, где «доличному» (всё, кроме лиц и рук) уделялось особое внимание [1].
До конца XIX века Россия была после Индии вторым поставщиком жемчуга в Европу. В XVIII веке государство несколько раз пыталось взять выгодную добычу под контроль, но получалось плохо. Например, указ Петра I с запретом ловли речного жемчуга от 1721 года пришлось отменить через десять лет. А Елизавета Петровна запрещать добычу не стала, но привлекла к этому делу армию, которая в 1746 и 1749 годах принимала участие в специальных экспедициях [2].
Кто добывает, тот первым и выбирает. Добыть жемчуг, конечно, не то что наловить рыбы, но на Севере его вылавливали очень много. И не зря костюмы северных крестьянок поражают великолепием. Особенно хороши головные уборы, которые для крестьян были очень большой материальной ценностью и, как и традиционные наряды, передавались по наследству.
Все иностранцы единодушно сходились на том, что великолепие русских женских головных уборов ни с чем не сравнимо. Искусно вышитые золотой нитью, различными декоративными шнурками, камнями, жемчугом, они дополнялись еще отдельно нанизанными из жемчуга маленькими цветочками, фантастическими птичками, бабочками на длинных булавках [3].
На изготовление некоторых головных уборов уходило огромное количество жемчуга. Например, торопецкий кокошник – особый вид женского головного убора – отличался множеством жемчужных шишечек и считался символом плодородия: «Сколько шишек, столько детишек» [4].
Существовали и съемные жемчужные украшения — серьги, ожерелья из нескольких нитей — «ожерелок» в виде воротника, — «нарубашник» и сетки. Сетки особенно распространились в первой половине XIX века, когда даже в старообрядческую среду стали проникать веяния европейской моды и рубашки уже делали с открытым воротом. Открывать шею было стыдно, но хотелось сделать свой костюм более современным. Изобретательные женщины нашли выход: довольно широкий круглый вырез закрывали красивой сеткой из мелкого жемчуга.
Из поколения в поколение передавались и жемчужные серьги, низанные на конском волосе продолговатые подвески с пышными бантами или изящные корзиночки с цветами — «потомки» головных украшений из мелкого жемчуга, поразившие воображение иностранцев в XVII веке, или сделанные искусными мастерами Костромы и Новгорода гроздья винограда [3].
Источники:
[1] Софья Багдасарова. Любовь к жемчугу: перлы в русском искусстве // https://www.culture.ru/
[2] https://kulturologia.ru/blogs/280519/43243/
[3] Мерцалова М.Н. Жемчугом изукрашены. // Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма, 1988
[4] https://kulturologia.ru/blogs/280519/43243/
Понравилась статья? Ставьте лайки, делайте репосты, подписывайтесь на канал Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Ждём ваших комментариев!
Украшения, вышивки, церковные ризы, отделанные жемчугом, можно увидеть на выставке «Русский жемчуг», которая работает с 17 октября по 27 января в Музее Природы.