Рассказывает инвестор
На минувшей международной выставке "Транспортная неделя - 2019" в рамках отраслевой конференции "Морские порты - драйвер экономического развития страны" было одно любопытное выступление.
Председатель совета "Первой инфраструктурной компании" (InfraONE) Альберт Гиганян, послушав доклады представителей правительственных ведомств об успехах отечественного портового хозяйства, решил рассказать, как видится процесс постройки нового порта глазами частного инвестора.
В первую очередь, пояснил он, необходимо задуматься над тремя вопросами:
- Что туда возить?
- Как туда подъезжать?
- Где взять деньги?
Первый вопрос решается анализом грузовой базы. На второй Гиганян ответил так:
- Приходите вы в монополию и говорите примерно так: дорогая монополия, у вас правительство утвердило ДПР, в рамках ДПР вы имеете право участвовать в бизнесе морских портов. Соответственно, не надо делать проект в рамках собственной инвестпрограммы. Лучше те деньги, которые вы планировали потратить на то, чтобы доехать до нас, переложите в уставный капитал, а мы его вам же отдадим, для того чтобы вы построили необходимую железную дорогу. И вот уже у вас появилась, во-первых, железная дорога на подъезде к морскому порту. И второе - у вас появился дополнительный эквити, на который вы можете финансировать.
Третий вопрос - про деньги - самый серьезный и животрепещущий. Любой порт по сути делится на две части - одну оплачивает и содержит частный инвестор, другую - государство. К ведению государства чаще всего относятся причалы, портофлот, дноуглубление и т.д.
То есть вопрос состоит в том, чтобы доказать государству необходимость вложиться в строительство порта, профинансировать свою часть. Иначе проект не сдвинется с места.
Если порт недорогой, порядка 5-10 млрд рублей, говорит Гиганян, то нужно упирать на внесение его в соответствующую госпрограмму. Если дороже, то пользоваться законом о концессиях.
- Упаковываете заявку, пользуетесь 37-й статьей закона о концессиях и идете в Белый дом. Не забудьте объяснить, зачем нужна эта концессия. В таком случае вы можете и на свою частную часть, и на необходимую федеральную часть привлечь уже банковское финансирование, - пояснил инвестор.
О чем еще говорили на отраслевой конференции, вы можете почитать в нашем обзоре: "Морские порты: потолок в миллиард тонн пробит. Дальше — больше!"