Государства азиатского континента уже страдают от последствий американского выхода из сделки по иранской ядерной программе в форме возросших счетов за импортную нефть и повысившегося оттока валюты вследствие повышения цен на нефть до наибольшего с ноября 2014 г. уровня. Нефтеперерабатывающие заводы в Японии и Индии несут потери от двойного бремени из-за заметного ослабления иены и рупии на фоне укрепления доллара за последние месяцы.
США также, как ожидается, добьются от других стран ограничения инвестиций в сектор добычи нефти и газа в Иране, которые начали медленно возвращаться к жизни с 2016 г., преимущественно благодаря участию китайских, индийских и европейских компаний. Нефтяные компании привыкли лавировать в условиях геополитической неопределённости, однако столь крупномасштабные политические повороты и потеря стратегических партнёров могут породить хаос в графиках реализации и бюджетах проектов тех компаний, которые решат остаться в Иране. Однако и они вынуждены учитывать. что американские санкции могут лишить компанию-нарушителя доступа к финансовой системе США и запретить ей вести бизнес с американскими компаниями – а на такой риск готовы пойти немногие международные игроки.
Вторичные санкции США, которые будут направлены на те компании, которые ведут дела с иранским нефтяным и транспортным сектором, а также его центральным банком, вступили в силу 4 ноября, что дало компаниям шесть месяцев на сворачивание своей торговли с этой страной. Правда, США уступили настойчивым требованиям стран, для которых отказ от импорта иранской нефти особо сложен, в том числе по технологическим причинам, и отсрочили санкции в отношении них на определенное время (оно объявлено не было) – исключение было сделано в отношении Китая, Индии Италии, Греции, Японии, Южной Кореи, Тайваня и Турции.
Европейские компании, включая покупателей иранской нефти, инвесторов в нефтегазовый сектор и некоторые крупнейшие в мире судоходные и страховые компании, уже заняли осторожную позицию и могут начать выходить из бизнеса, связанного с Ираном. В частности, отказалась работать в Иране индонезийская Pertamina и российские Роснефть и Лукойл Это может оказаться неподходящим вариантом для Азии, хотя бы потому, что она не является единым блоком стран. В ходе предыдущего раунда санкций союзники США Япония и Южная Корея в большей степени подчинялись требованиям Вашингтона о сокращении их импорта иранской нефти, тогда как Китай и Индия оказывали большее сопротивление.
Впрочем, в результате последовательного давления со стороны США последние две страны также сократили свои закупки иранской нефти. Если японский и южнокорейский импорт сократился в годы санкций на 40%, то наибольшее сокращение закупок Индией и Китаем составило лишь 22%. Сокращение импорта Китаем было непоследовательным, он параллельно наращивал импорт топочного мазута из Ирана, пользуясь преимуществами того факта, что он не упоминался отдельно в американском списке санкционных иранский товаров.
Азиатские покупатели избегали пользоваться американской финансовой системой, расплачиваясь с Ираном собственными валютами, а также наращивая двусторонние бартерные операции. Их правительства помогали страховать иранские партии нефти, поскольку европейские ассоциации по взаимному страхованию интересов судовладельцев вышли из этого бизнеса вследствие европейских санкций против Ирана. Они получили дополнительные скидки и благоприятные условия контрактов со стороны Ирана в качестве жеста доброй воли. Однако это создавало неудобства покупателям и было невыгодно самому Ирану. На этот раз возвращение к старым наработкам в области проведения платежей и страхования поставок может потребовать меньше времени. Иран получал оплату за свою нефть в евро после отмены санкций, однако и это станет невозможно, если европейские банки выйдут из торговых операций с этой страной.
Азиатские покупатели могут вернуться к оплате поставок своими собственными валютами. Казалось бы, правительства азиатских стран на этот раз должны были занять единую и жёсткую позицию на дипломатическом фронте и оказать сопротивление требованиям Вашингтона свернуть закупки нефти у Ирана. В частности, Китай является стороной, подписавшей СВПД в 2015 г., и он уже подчеркнул свою приверженность сделке после выхода из неё США.
Индия не участвовала в соглашении, однако также подтвердила свою приверженность её соблюдению в ходе визита президента Ирана Хасана Роухани в Индию в феврале с. г. Однако, в отличие от Европы, трудно себе представить объединение стран Азии в единый фронт. Япония и Южная Корея, в большей степени зависящие от американской поддержки, скорее всего уступят требованиям США в отношении Ирана. Таким образом, жёсткая позиция теоретически может быть занята лишь Индией и Китаем, однако на практике она может быть скорректирована лишь призывом к США вернуться к поиску дипломатического пути обсуждения его требований к Ирану.
Заключительную часть читайте в следующей публикации.