Первый скоростной поезд в Советском Союзе встал на железнодорожные рельсы в 1984 году. Его собрали на Рижском вагоностроительном заводе (сегодня это Латвия) и назвали в честь предприятия — Электропоезд Рижский» (ЭР200). Он мог набирать скорость до 200 км\ч. Поезд ходил на линии Москва—Санкт-Петербург вплоть до 2009 года.
На замену ЭР200 должен был прийти новый поезд, способный разгоняться до 250 км/ч. Он проектировался уже после развала Союза, в России 90-х. В разработках участвовали несколько конструкторских бюро. Работа велась около 7 лет. Опытный образец машины был готов в 2000 году. Поезду дали звучное имя «Сокол» (ЭС250).
«Сокола» собрать — собрали, но до ума не довели. Во время испытаний государственная комиссия обнаружила 25 недостатков в работе ЭС250, которые напрямую касались безопасности движения. Наблюдались проблемы с тормозами, поезд оказался слишком шумным, а вагоны — со слабой теплоизоляцией. Поезд забраковали, в производство он так и не пошел, оказавшись на свалке истории. Проект оказался дорогостоящим, в него вбухали около полумиллиарда долларов.
После неудачи с «Соколом» в Министерстве путей сообщения (МПС — упразднено) хотели строить новый скоростной поезд, но до дела так и не дошло. Позднее железнодорожники (уже «РЖД») пришли к выводу, что прагматичнее будет просто закупить скоростные поезда за рубежом, как делают это многие европейские страны.
«РЖД» договорились с немецким концерном Siemens, который разработал для российских железных дорог поезд «Сапсан». Технически он способен развивать скорость до 350 км/ч, но в действительности на российских железных дорогах он ходит в пределах 250 км/ч. Все дело в том, что в России пока нет отдельной железнодорожной линии для скоростных поездов, и им приходится ходить по тем же линиям, что и обычным электричкам.
Железнодорожники изначально закупили у немцев 16 таких «Сапсанов». Но этим летом «РЖД» заключили с Siemens контракт на поставку еще 13 поездов. Эта покупка обойдется в полмиллиарда долларов. Примерно столько же немцы возьмут за техническое обслуживание машин в течение 30 лет