Двенадцать исследований оценивали эффективность психолого-логического и поведенческого лечения бессонницы, связанной с другими медицинскими или психиатрическими расстройствами.
Эти исследования были сосредоточены, например, на пациентах с хронической болью, раком, алкогольной зависимостью и пожилых людях с различными заболеваниями.
Только 4 из этих 12 исследований касались болезни и остальные нерандомизированные исследования или серии клинической репликации.
В исследовании 60 пациентов с бессонницей, связанной с хронической болью, была значительно более эффективной, чем контроль на меа-сервисах, но не на количестве пробуждений.
Эксперимент был снижен с 55 мин. до 28 мин., в складке с 72% до 85%.
Ночная двигательная активность (по данным актиграфии) была снижена в леченной группе, но не в контрольной группе; не было никаких различий в оценке боли, депрессивные симптомы или использование лекарственных средств в группе.
В исследовании 51 пожилого человека с бессонницей, связанной с медицинскими заболеваниями, условия релаксации были более эффективными, чем контроль над дневниковыми показателями, а также над общим качеством сна; в релаксационной группе наблюдался больший рост, чем в контроле.
Более высокая доля пациентов, прошедших лечение, по сравнению с контрольной группой достигла клинически значимых улучшений.
Не было дифференцированных групповых эффектов на актиграфию, прием лекарств или другие вторичные показатели тревоги, депрессии и качества жизни.
В исследовании 49 пожилых людей с бессонницей, связанной с медицинскими и психиатрическими заболеваниями, a комбинированное вмешательство контроля стимулов, релаксации и образования снизило 25 мин и увеличило на 11% после лечения.
Пятьдесят семь процентов (57 процентов) пациентов достигли клинически значимых улучшений по сравнению с 19 процентами пациентов контрольной группы; не произошло существенных изменений во вторичных показателях тревоги, депрессии и воздействия бессонницы.
Результаты были аналогичны для лиц с бессонницей, связанной с состоянием здоровья, и для лиц с бессонницей, связанной с психическим расстройством.
Контролируемое исследование, проведенное с восстановленными алкоголиками, показало скромные, но значительные улучшения (-18 мин) и (+10%) среди пациентов, получавших лечение бессонницей.
В ходе 6-месячного наблюдения у 15% участников лечения наблюдались рецидивы алкоголя, и эта доля не отличалась у пациентов, проходивших лечение, и у контрольных пациентов.
Несколько дополнительных исследований (серии клинических репликаций или исследования неконтролируемых групп) также показали, что пациенты с медицинскими и психиатрическими расстройствами также могут получить пользу от специальных вмешательств во сне/бессоннице.
Два расследования у онкологических больных,42 показали, что ассоциируется с улучшением сна и дневного функционирования (например, усталость, энергия).
В одном из тематических исследований 67 пациентов с психическими расстройствами и бессонницей сообщалось о значительном улучшении сна, настроения, усталости и уменьшении использования снотворного препарата, в то время как в менее масштабном исследовании не было обнаружено изменений конкретных параметров сна, но сообщалось о значительном сокращении глобальной тяжести бессонницы, измеренной.
Дополнительные данные, подтверждающие эффективность, были представлены в 3-х клинических репликах серии 46-48, проведенных с использованием гетерогенных образцов пациентов, обращающихся в клиники по лечению расстройств сна с различными первичными и вторичными диагнозами бессонницы.
Хотя выводы, сделанные по результатам этих неконтролируемых исследований, следует подходить с осторожностью из-за высокой текучести кадров, данные свидетельствуют о том, что среди тех, кто получал адекватное лечение (в среднем 6-8 сеансов терапии), результаты были сопоставимы с теми пациентами с первичной бессонницей, которые были включены в контролируемые клинические испытания.