Особенный российский модернизм начался, как принято, с Чехова и его "театра абсурда": вслед за ним пошло множество поэтов-новаторов и реформаторов, прозаиков и т.д.
Но, как и у любого другого явления, у литературного модернизма в России были свои "отцы-основатели", которые заложили основы и принципы направления.
Начался этот процесс ещё задолго до Чехова - начался он с Чернышевского.
Почему Чернышевский?
Мечты о революции, о полной социальной перестройке, литературно-редакторская деятельность в "Современике" - все это стало плацдармом для создания романа "Что делать?": именно от этого романа идёт российский модернизм.
Особенности "Что делать?"
Первое, самое главное, это язык. Он будто намеренно сделан корявым и усложненным, таким, будто Николай Гаврилович не умеет писать (когда его статьи написаны очень даже хорошим и правильным языком). Язык - одна из модернистских особенностей в "Что делать?".
Второе, что бросается в глаза, это оглавление. Книга начинается с четырёх "предисловий"-экспозиций, имеющие только последовательные номера, и только после них идёт глава 1, 2, 3 и так далее. В таком начале Николай Гаврилович показывает нам старый и новый мир, старых и новых людей, которые готовы к переменам или нет. Всё застыло в ожидании и насторожилось перед переменами.
Далее, когда появляется привычное оглавление (глава 1, глава 2, 3...) с названиями, начинается развитие сюжета. И все повествование пропитано какой-то мистикой и предчувствием скорых изменений: Вера Петровна видит вещие сны (они вообще занимают самое важное место в романе и, по сути, являются отображением идей самого Чернышевского), а Рахметов словно доказывает сам себе, что он сверхчеловек.
Также модернизм заключен и в том, что "Что делать?" - это личная мечта Николая Гавриловича, которая никогда не реализуется, ведь она утопична, а, следовательно, невозможна. Чернышевский писал о людях будущего века, об их стремлениях, но он излишне их идеализировал для большего пафоса повествования.
Видение героев
Николай Гаврилович делит людей своего времени на несколько групп:
1. Пошлые люди.
Это простые люди старого мира - помещики, крепостные, священники и многие другие. Они не стремятся к общему благу или саморазвитию, им достаточно спокойствия в своём имении. Чернышевский сравнивает пошлых людей с грязью.
2. Новые люди
Они также принадлежат старому миру (эта та же аристократия), но они начинают понимать, словно просыпаются. Они, например, как Вера Павловна, которая только начинает понимать новый мир и не хочет больше сидеть без дела.
3. Высшие люди
В "Что делать?" к такому типу относится только Рахметов, который живёт исключительно идеей о революции и самосовершенствовании. Он - идеал человека будущего по Чернышевскому.
Несмотря на то, что Николай Гаврилович не дал чёткий ответ на вопрос "что делать?", он создал книги, которые остались в истории как памятники мечте о переменах. Ими восхищались потом революцирнеры XX века, про них спорили современники автора. Но в этих социальных темах перестала быть видна необычная модернистская сторона творчества Чернышевского.
Надобность доказывать себе, что в любимом человеке нет недостатков, уже ведет к тому, что они скоро будут замечены.
© Николай Гаврилович Чернышевский