Найти в Дзене
НовЛит

Модернизм Н. Г.

Оглавление
Николай Гаврилович Чернышевский
Николай Гаврилович Чернышевский

Особенный российский модернизм начался, как принято, с Чехова и его "театра абсурда": вслед за ним пошло множество поэтов-новаторов и реформаторов, прозаиков и т.д.

Но, как и у любого другого явления, у литературного модернизма в России были свои "отцы-основатели", которые заложили основы и принципы направления.

Начался этот процесс ещё задолго до Чехова - начался он с Чернышевского.

Почему Чернышевский?
"Ударники". П. Н. Филонов. 1935
"Ударники". П. Н. Филонов. 1935

Мечты о революции, о полной социальной перестройке, литературно-редакторская деятельность в "Современике" - все это стало плацдармом для создания романа "Что делать?": именно от этого романа идёт российский модернизм.

Особенности "Что делать?"
"Новая планета". К. Ф. Юон. 1921.
"Новая планета". К. Ф. Юон. 1921.

Первое, самое главное, это язык. Он будто намеренно сделан корявым и усложненным, таким, будто Николай Гаврилович не умеет писать (когда его статьи написаны очень даже хорошим и правильным языком). Язык - одна из модернистских особенностей в "Что делать?".

Второе, что бросается в глаза, это оглавление. Книга начинается с четырёх "предисловий"-экспозиций, имеющие только последовательные номера, и только после них идёт глава 1, 2, 3 и так далее. В таком начале Николай Гаврилович показывает нам старый и новый мир, старых и новых людей, которые готовы к переменам или нет. Всё застыло в ожидании и насторожилось перед переменами.

Далее, когда появляется привычное оглавление (глава 1, глава 2, 3...) с названиями, начинается развитие сюжета. И все повествование пропитано какой-то мистикой и предчувствием скорых изменений: Вера Петровна видит вещие сны (они вообще занимают самое важное место в романе и, по сути, являются отображением идей самого Чернышевского), а Рахметов словно доказывает сам себе, что он сверхчеловек.

Также модернизм заключен и в том, что "Что делать?" - это личная мечта Николая Гавриловича, которая никогда не реализуется, ведь она утопична, а, следовательно, невозможна. Чернышевский писал о людях будущего века, об их стремлениях, но он излишне их идеализировал для большего пафоса повествования.

Видение героев
"Над городом". М. З. Шагал. 1918
"Над городом". М. З. Шагал. 1918

Николай Гаврилович делит людей своего времени на несколько групп:

1. Пошлые люди.

Это простые люди старого мира - помещики, крепостные, священники и многие другие. Они не стремятся к общему благу или саморазвитию, им достаточно спокойствия в своём имении. Чернышевский сравнивает пошлых людей с грязью.

2. Новые люди

Они также принадлежат старому миру (эта та же аристократия), но они начинают понимать, словно просыпаются. Они, например, как Вера Павловна, которая только начинает понимать новый мир и не хочет больше сидеть без дела.

3. Высшие люди

В "Что делать?" к такому типу относится только Рахметов, который живёт исключительно идеей о революции и самосовершенствовании. Он - идеал человека будущего по Чернышевскому.

Несмотря на то, что Николай Гаврилович не дал чёткий ответ на вопрос "что делать?", он создал книги, которые остались в истории как памятники мечте о переменах. Ими восхищались потом революцирнеры XX века, про них спорили современники автора. Но в этих социальных темах перестала быть видна необычная модернистская сторона творчества Чернышевского.

Надобность доказывать себе, что в любимом человеке нет недостатков, уже ведет к тому, что они скоро будут замечены.

© Николай Гаврилович Чернышевский