Хотя психология искусства и эстетики имеет долгую историю, начиная с экспериментальной эстетики Г.Т. Фехнера (1876 г.), она никогда не являлась центральной темой психологии в целом.
Психология искусства
Одной из причин этого может быть то, что искусство (предметы, подпадающие под эстетические критерии, включая изобразительное искусство или другие виды искусства) и эстетика (философия и наука красоты) являются специфическими для культуры (Masuda, Gonzalez, Kwan, & Nisbett, 2008; Miyamoto, Nisbett, & Masuda, 2006) несмотря на некоторые общие черты.
Таким образом, психологические исследования, как правило, сосредоточены на общей, скрытой системе, даже если явное поведение различается в зависимости от культурных различий.
Однако примерно с 2000 года психология искусства привлекает к себе больше внимания, о чем свидетельствует публикация в 2007 году нового журнала "Психология эстетики, творчества и искусства" и в 2013 году в Японии специального номера ("Когнитивная наука об искусстве"), посвященного когнитивным исследованиям.
Повышенное внимание, уделяемое в настоящее время психологии искусства, по-видимому, вызвано исследованиями мозга в области искусств.
Япония
Однако, если рассматривать историю психологии искусств, то становится ясно, что в Японии интерес постоянно растет и ослабевает в соответствии с культурными и экологическими факторами.
Поэтому, чтобы полностью понять историю этой дисциплины, мы должны рассматривать не только западный, мейнстримовый взгляд на психологию искусства, но и каждую культуру в отдельности.
Настоящая статья посвящена японской истории психологии изобразительного искусства.
Если рассматривать психологию искусства в Азии как дисциплину, рожденную западной культурой, то Япония является хорошим примером.
Поскольку помимо того, что Япония обладает собственной самобытной художественной культурой и эстетическими традициями, она была первой страной Азии, которая импортировала психологию западного образца и создала психологическую лабораторию (в 1897 году при предшественнике Токийского университета, основанного первым преподавателем психологии из Азии Юдзиро Моторе (1858-1912) и его преемником Матататаро Мацумото (1865-1943)).
Япония также была первой азиатской межбиржевой страной.
Эстетика западного стиля
Основатель первой китайской психологической лаборатории (Даци Чэнь, в 1917 году в Пекинском университете) окончил Токийский имперский университет, предшественник Токийского университета.
Впоследствии Япония экспортировала определенные психологические концепции в Китай (Blowers, 2000).
Помимо психологии, Япония была первой азиатской страной, которая ввела эстетику западного стиля.
Амане Ниши, крупный мыслитель раннего периода Мэйдзи, перевела:
- "эстетику" на "кашу-рон" (в энциклопедии "Хякугаку-ренкан", Ниши, 1870),
- "Синбигаку"(в Хякуичи-синрон, Ниши, 1874)
- и "бимиогаку" (в 1878 году).
Серия лекций по эстетике была проведена в 1881 году в Токийском университете, а первый в мире курс эстетики ("Бигаку") был основан в 1899 году.
Помимо принятия западных эстетических терминов, японские термины были экспортированы в Китай.
В цикле статей на канале Восприятие Искусства мы подробно рассмотрим японскую историю изобразительного искусства и психологию эстетики.
Спасибо за чтение. Обязательно подписывайтесь на канал, друзья. Ставьте лайки и оставляйте Ваше мнение в комментариях ниже.