Представляем спортивный «Тахион» – единственный отечественный гоночный велосипед, получивший всемирную известность. Он был разработан Центральным конструкторским техническим бюро (ЦКТБ) велостроения в Харькове под руководством конструктора Реджинальда Ивановича Воронцова.
ВТА, велосипед трековый аэродинамический 1986 года выпуска с довольно необычным расположением руля: ради уменьшения веса он закреплен прямо на вилке. Велосипед очень легкий, с карбоновыми дисками.
Воронцов пришел в ЦКТБ в 1979 году, чтобы заняться разработкой нового советского велосипеда к Олимпиаде 1980 года («Москва-80»). А после перешел к «Тахиону». Название конструктор придумал сам: в теоретической физике тахион – это гипотетическая частица, движущаяся со скоростью, превышающей скорость света в вакууме.
Воронцов сконструировал полностью оригинальные модели велосипедов, выпускались они очень ограниченным тиражом. В сборке использовались компоненты иностранного производства, например японские трубы и французские цепи. «Тахион» был одним из самых легких велосипедов своего времени и давал заметное преимущество советским велогонщикам.
Впрочем, на самом деле «Тахион» остается суперлегким даже по современным стандартам. В разных вариациях велосипеды весили от 8 до 9 кг. Сегодня самый легкий в мире велосипед весит 2,7 кг, но на таких машинах участвовать в соревнованиях нельзя. Федерации велоспорта по всему миру ограничили минимальный вес велосипеда для соревнований 6,8 кг, поскольку велосипеды весом ниже этой отметки уже не могут гарантировать реальной жесткости и надежности. Получается, что разница в весе «Тахиона» и современных спортивных велосипедов всего 1–2 кг: разработка Воронцова остается современной уже больше 20 лет.
Несколько экспериментальных «Тахионов» выпуска 1981-го имели композитную раму, в которой алюминиевые узлы соединяются углепластиковыми трубами. Это была совместная работа ЦКТБ с НИИ Технического волокна и пряжи в Мытищах. Поскольку НИИ не смогло справиться с серийным производством, свет увидели всего два экземпляра модели. Цена некоторых «Тахионов» составляла 5500 рублей – столько же стоили «Жигули»!
«Тахион» был одним из самых желанных и одновременно недостижимых велосипедов для советских мальчишек. Это в каком-то смысле культ, причем существующий до сих пор, и не только в России, но и на Западе. Энтузиасты по всему миру обсуждают на интернет-форумах «Тахионы», разыскивают рамы, реставрируют их, подбирают новые запчасти и создают уже современные, модифицированные «Тахионы», на которых катаются не на треке, а по городу.
Всего было произведено 450 «Тахионов» в 14 модификациях.
Большое спасибо за внимание!
При желании можете поддержать и посмотреть телеграмм канал https://tele.gs/wheel88mm