Найти тему

Olympus IS-3000. Брать или не брать плёночную легенду и почему так дёшево?

Вопрос уместный, так как выглядит камера внушительно, а стоит как mju zoom. Хотя, нет, она стоит меньше. В чём подвох? На самом деле его нет и это очень крутой фот. Расскажу подробнее.

Я планировал эту статью как короткую заметку, с плюсами и минусами, но понял что камера заслуживает нечто большего.

Если вы никогда ранее не видели IS 3000 (в заокеанском забугорье IS-3DLX) и не были знакомы с ним, то позвольте представить вам, без малого, вершину инженерной мысли в любительской плёночной фотографии. Выше никто уже не забирался. Эпитет "уникальный" тут можно приписывать много к чему в ней.

IS-1000, IS-2000, IS-3000  Фото: Johannes Hromadka
IS-1000, IS-2000, IS-3000 Фото: Johannes Hromadka

В 1990 году Olympus представила первую модель линейки IS-1000. В 1991 году появилась IS-2000. И наш герой, поддержав ежегодную традицию, появился в 1992 году. Несмотря на внешнее сходство, он сильно вырос по сравнению с предками, в плане объектива и возможностей. Компания продержала его на рынке 10 (!) лет, до выхода IS-5000, который был скорее продвинутой версией младшей линейки исов (IS-500). Кстати, младшая линейка родилась в 1994 году, в лице IS-100 и сменила 5 поколений. Линейка была такой популярной, что камеры Centurion (простихоспади с APS) и цифровые Camedia были выпущены в аналогичном дизайне.

Что же представляют собой камеры IS. Это так называемые "гибридные" камеры", совмещающие простоту мыльниц и качество/удобство зеркалок. Сам Olympus дал им обозначение Zoom Lens Reflex (ZLR). Да, это самые настоящие зеркалки. Фотограф видит в видоискателе через объектив реальную картинку будущего кадра и может контролировать правильность автоматической фокусировки. От полноценных SLR (Single Lens Reflex) камер их отличал несъёмный объектив и функционал больше свойственный мыльницам. Что-то похожее делала Minolta в модели Dynax 300SI, но там была просто сильно урезанная версия обычной зеркалки. А IS это совершенно новое решение.

Что же интересного придумали японские инженеры?

  • В IS-3000 (в 1000 и 2000) применена уникальная система протяжки плёнки. Как можно заметить, у камеры слева совсем нет выступающих частей. Потому что, с целью уменьшения размера, приёмный барабан находиться.... в задней крышке. Она очень массивна и в ней сосредоточена вся электронная часть. Что бы крышка не отвалилась при открывании, она снабжена металлическим ограничителем на 90 градусов.
  • В IS установлена двойная вспышка. Это некий аналог зум-вспышки (которая меняет угол рассеивания). Один сегмент работает при съёмке на коротких фокусных, а второй при теле положении объектива. Так вот, помимо этого, вспышка в IS-3000 имеет функцию высокоскоростной синхронизации FP до 1/2000. С ней можно использовать вспышку на ярком солнце. Стандартная синхронизация в 1/100 не позволила бы этого сделать - переэкспонирование было бы обеспечено. Такого больше нет ни у одной встроенной вспышки на зеркалках (если кто знает такую, напишите в комменты).
  • Мощность встроенной вспышки у IS-3000 в два раза выше чем у подавляющего большинства камер и имеет ведущее число 28 (у Canon EOS 500n – 12). Это порядка 14 метров с ISO 400. Младшая линейка IS так же не отстаёт и может похвастаться числом 25. При этом вспышки поднимаются высоко над камерой, что позволяет более качественно освещать пространство в кадре, не получить тень от длинного тубуса объектива, а так же максимально минимизировать "эффект красных глаз", при том что защита от него, в виде стробоскопа, так же имеется.
  • Ход лучей в видоискателе отличается от привычного "4" и имеет "М" образную форму. Это позволило уменьшить его высоту и вынести окуляр за большую выступающую заднюю крышку.

IS 3000 по своим возможностям это больше зеркалка, нежели мыльница, в отличие от младших IS. Да и язык не поворачивается так назвать этого килограммового монстра. Там есть и автоматические программные режимы и приоритеты и ручной режим. С ним можно решать творческие задачи любой сложности. Ну или почти любой.

У него невероятно резкий объектив. В нём стоят низкодесперсионные линзы ED, уменьшающие хроматические аберрации, из-за чего цвет становиться более чистым, без паразитных ореолов.

 Фото: ok2go
Фото: ok2go

Диапазон фокусных расстояний 35-180. Это 5х увеличение. При этом объектив получился очень светлым для данного диапазона 1:4,5 - 5,6. Это сравнимо со светосилой аналогичных объективов для зеркалок и оставляет далеко за бортом зум-мыльницы). Для примера, мыльница Olympus Superzoom 160 при схожих фокусных имеет светосилу 5,7 - 12,3/38 - 160 . Фокусировка одноточечная, но тогда камеры с большим количеством точек только начали появляться и в любительский сегмент несколько позже это пришло.

Хочется отдельно отметить макро режим. Он позволяет снимать с расстояния 60 см и при этом менять фокусные от 35 до 135 мм.

Все манипуляции с объективом, включая "ручную фокусировку" осуществляются посредством сервомоторов. В этом есть и плюс и минус. Это удобно, но ооочень медленно, по сравнению с обычном объективом. А в случае ручного фокуса, так ещё и нудно. Попасть в фокус гоняя туда сюда кнопки та ещё задачка.

Производитель снабдил камеру доп. опциями, которые расширяли и без того богатые возможности. Можно было прокачать камеру до фокусных 28-200 с помощью насадок-конвертеров. Они могли использоваться только по отдельности и только в соответствующих крайних положениях объектива. Любителям макро фирма предложила дополнительную линзу-конвертер.

IS-3000 в сборе. Вспышка G-40, широкоугольный конвертер B-28 и кистевой ремень. Фото: Oly Thirtyfivemm
IS-3000 в сборе. Вспышка G-40, широкоугольный конвертер B-28 и кистевой ремень. Фото: Oly Thirtyfivemm

Так же можно было докупить внешнюю вспышку с ведущим числом 40 и кучей интересных функций. И так же можно было оснастить камеру кистевым ремешком, позволяющим руке отдыхать от тяжёлой камеры.

-9

Сколько же это всё стоило тогда и почему так дёшево сейчас?

В своё время IS-3000 стоил наравне с бюджетными зеркалками типа Canon EOS 500 с объективом 28-80. Кстати, примерно столько же стоили отдельные объективы 28-200. Так что, с точки зрения функциональность/цена Olympus выглядел более интересным для фотографа любителя. Но в те времена (в России) такие деньги на фототехнику тратили либо проф фотографы, либо те кто покупал только дорогие вещи. Но для профи IS был простоват и странноват, а для толстосумов крупноват и сложноват (да и было их не так много). Для простых смертных цена была слишком велика. Для примера, за эти деньги можно было купить 5 или 6 mju II. Сейчас всё ровно наоборот. За 1 mju II можно купить несколько IS-3000. С чем это связано? Я думаю, с тем что подобные автоматические камеры несколько отходят от современных представлений о плёнке. Это касается не только IS. Сейчас автофокусные зеркалки стоят не менее смешные денег. Просто с ними слишком просто. Извиняюсь за каламбур. Они по философии ближе к цифре. Новички их бояться и покупают мыльницы, а те кто в теме предпочитают механику или топ компакты.

Есть у IS-3000 и свои минусы:

  • Он медлительный
  • Он большой
  • Он не так оперативен как другие SLR
  • Он прожорливый
  • Он сам по себе и развивать его почти некуда (сменной оптики нет, конвертеры это не то)

НО, у него есть огромные плюсы

  • Он отлично снимает (это слабо сказано)
  • Он имеет весь необходимый любительский функционал и даже боьлше
  • Он удобен в руке
  • Он эмоционален

ИТОГО

Я сам в прошлом неоднократно держал в руках IS-3000 и видел много фотографий с него (напечатанных, а не на левых сканах в сети) и могу сказать, что камера очень хороша во всём. Да, все эти кнопки и моторчики сжирают батарейку и замедляют процесс съёмки, но это дело привычки. Стоит ли купить такой? Ну при разумной цене, а такую найти не сложно, и если вы в душе любитель, то это будет отличный выбор. Что-что , а снимать IS умеет и не огорчит в этом плане. Главное, что бы вся эта электроника не сбоила и шлейфы были живы. Это была камера не для свадебных бомбил, так что много шансов купить хороший экземпляр.

Спасибо что дочитали! Подписываетесь и ставьте лайки если понравилась статья.
Всем удачных снимков!