29 ноября в магазинах наступает День Х - Черная Пятница. На самом деле каждый из нас уже пару недель как завален супер-выгодными предложениями, которые поступают отовсюду - из месенджеров и почты, из телевизора и с витрин. Шагу нельзя ступить, чтобы не обнаружить, что все, что мы хотели, совсем скоро можно будет взять со скидкой. И вот мы уже готовы потратить месячный бюджет на новый айфон, потому что только сегодня -10%, надо скорее хватать!
На самом деле нас обманывают. Не всегда, но слишком часто, чтобы не помнить об этом.
Черное и красное
Система скидок придумана маркетологами, чтобы продавать больше. Заставить человека увлечься мнимой выгодой и втянуться в вакханалию беспощадных приобретений. В США в период от дня Благодарения до Рождества американцы совершают 20% всех покупок за год. А продавцы охотно сбывают паршивый товар под видом распродаж.
«Черная пятница» - американское изобретение. «Черной» ее называют из-за бухгалтерских книг – красным цветом отмечают убытки, черным прибыль. Уже больше ста лет в пятницу после дня Благодарения магазины открывают двери в пять утра и торгуют до полуночи со скидкой до 80%. Люди ломятся за дешевизной, порой доходит до драк и погромов. Им не надоедает.
Идея столь выгодна, что к пятнице присоединились «Щедрый четверг», «Киберпонедельник», день Холостяка – маркетологи не знают границ. Зима близко, надо выжать из покупателей как можно больше.
Как нас раскручивают на деньги?
А – ажиотаж. Агрессивная подача информации, толпы в магазинах и счетчики посетителей. Покупателю кажется, что он обгоняет конкурентов и побеждает в борьбе за чайник или айфон.
Б – бардак. Вещи с большой скидкой, маленькой скидкой и вообще без скидки расположены вперемешку. Покупатель узнает цену товара уже на кассе и автоматически платит за все.
В – вранье. Им не брезгуют даже крупные магазины. Самая часто используемая схема - за пару недель до Черной пятницы завысить цену, процентов на 50, чтобы потом сделать скидку. Процентов на 30. То есть вы заплатите даже дороже!
Г – гарантия. Точнее, ее отсутствие. Скидку делают на товары с витрин, нераспроданные остатки, вещи с дефектом, покупатели в спешке не проверяют их. А когда брак обнаружат, продавцы уверяют, что распродажные товары возврату не подлежат (на самом деле подлежат, внимательно читаем закон о правах потребителей).
Д – дефицит. Осталось всего три айфона, два миксера, один холодильник… Люди рвутся ухватить свою долю, не задумываясь. Продавцы потирают руки. Кто ж там проверять будет, что холодильников этих - полный склад?
И это еще не конец!
Динамическая музыка, аниматоры, расслабляющие ароматы, длинные коридоры товаров – все это направлено на рост продаж. Сумму скидки можно заложить в дорогую доставку или сопутствующий товар, в формулу «2+1». За скидку придется «заплатить» емейлом, лайком-репостом и сдачей данных в базу потребителей.
Можно ли реально купить хоть что-то дешевле в Черную пятницу?
Конечно да. Есть честные продавцы. Есть устаревшие товары, которые продают дешево, чтобы освободить место на складах. Но не попасться на развод и гарантированно купить что-то дешевле можно только при одном условии: если вы давно присматривались к данной вещи и следили за динамикой цены хотя бы месяц.
Любые другие покупки в Черную пятницу - это лотерея. Может, повезет. А может и нет.
А у вас хоть раз получалось сделать выгодную покупку на Черную пятницу?