По краю пустынного плато Абу-Гураб (29°54' с.ш., 31°12' в.д.) и соседний Абусир, примерно в 15 км к югу от Каира, находятся места пирамид 5-й династии и солнечных храмов. За исключением того, что ранние династические кладбища разбросаны между деревней Абусир и плато Саккара на север, в непосредственной близости не было зарегистрировано никакой активности до 5-й династии.
Королева Хенткауэс, связующее звено между 4-й и 5-й династиями, была похоронена в Гизе, а ее муж Весеркаф, первый король 5-й династии, разместил свою скромную пирамиду в северной части Саккары, недалеко от Северо-Восточной части комплекса Дзосер. Тем не менее, Весеркаф был первым королем, построившим храм Солнца, назвав его "Крепостью Ра".
Это первый известный храм Солнца, и одна из двух сохранившихся построек подобного рода, вторая была построена Нюсерре. Неясно, почему Весеркаф выбрал ранее неиспользуемое место Абу Гураба, примерно в 5 км к северу от своей пирамиды, но, возможно, во время строительства храма Солнца административный центр и королевская резиденция уже были перемещены в окрестности Абусира.
Большая часть того, что мы знаем о деятельности новой династии, исходит из этого региона. Согласно средневековой повести джедаев и магов, первые три царя 5-й династии были тройняшками и физическими потомками бога солнца Ра. За этим мифом кроется некоторая истина: не только второй и третий короли братьев из династии, но и эти правители проявляли необычайно сильную преданность Ра, особенно в его аспекте, как вселенского божества - творца.
Сам по себе солнечный храм является доказательством их благочестия, так как во многих отношениях он представлял собой новый тип храма. Среди прочего, эти храмы были первыми известными примерами египетских монархов, посвятивших крупные каменные сооружения, полностью отделенные от своих погребальных памятников.
Известно, что не менее шести королей 5-й династии построили подобный храм: Весеркаф, Сауре, Нефериркаре, Ренефереф или Неферефрефре, Нюсерре и Менкаухор. Судя по многочисленным упоминаниям этого типа храмов в официальных титулах и других документах, храмы солнца были одними из самых важных учреждений в стране.
Их огромная экономическая мощь выражается в том, что, по словам Абусира Папири,
пожертвования, посылаемые в королевские морги, сначала распределялись через соответствующие храмы солнца. Однако представляется, что не существует ни одного египетского термина для обозначения храма Солнца.
Как и классический пирамидный комплекс 4-й династии, храм Солнца по назначению можно разделить на три основные секции:
- Во-первых, на краю культивации или канала доступа находился небольшой храм в долине;
- Во-вторых, относительно короткая дамба приводила к пустыне от храма в долине;
- На пустынном плато стояла третья и большая часть, собственно храм солнца.
Разделение комплекса на верхнюю и нижнюю части, безусловно, было продиктовано практическими соображениями, но также отражало отделение культового места от административных зданий и светского мира в целом.
Раскопки вокруг храма Нюсерра в долине показали, что за эти годы здесь возникла небольшая деревня частных домов, несомненно, из-за его важности для местной экономики. Поскольку центральные части двух единственных храмов на Солнце до сих пор так плохо сохранились, экскаваторам пришлось полагаться на иероглифы в названиях храмов, чтобы восстановить форму их характерного признака - обелиска.
Только из таких текстовых доказательств известно, что приседающие, возможно, даже усеченные обелиски стояли на платформе и доминировали над большим прямоугольным открытым двором верхних храмов. В храме Солнца Нюсерра обелиск, упомянутый в надписи комплекса Джосер, был построен из каменных блоков неправильной формы, гениально соединенных между собой, и, возможно, поднятых на высоту около 35 м.
В некоторых случаях на вершине обелиска мог быть прикреплен диск или крестообразный камень. Эти первые известные обелиски в Древнем Египте несколько проблематичны. Хотя обелиск и храм Солнца были связаны с большим песком гелиополя и гелиополитическим культом солнца, эти предположения не подтверждаются доказательствами.
Обелиск в храме Весеркафа, похоже, был добавлен намного позже Нефериркаре, третьим королем династии. Влияние культа солнца очевидно в большом дворе, где жертвы могут быть принесены при ярком солнечном свете, а не в затемненных внутренних камерах, как это часто бывает в египетских храмах. Перед обелиском находился алтарь, где, предположительно, приносились жертвы.
Боковые стороны алтаря в храме Нюсерра были сформированы в четыре больших горячих (приносящих) знака, каждый из которых ориентирован примерно на кардинальную точку компаса, что является примечательным примером тесной связи между искусством, архитектурой и письмом в древнеегипетской культуре.
Согласно Палермскому камню, королевскому списку 5-й династии, Весеркаф ежедневно приносил в храм солнца двух волов и двух гусей в жертву Ра. Это великодушие не может быть преувеличением, поскольку оба сохранившихся храма солнца были обеспечены большими бойнями; две, в случае с храмом солнца в Нюсерре, получили название "Любимое место Ра".
Абусир
Папирусы показывают, что скотобойни в храмах солнца обеспечивали потребности связанных с ними морговых храмов пирамидных комплексов. Часть материалов, разосланных в родственное учреждение моргового храма в Нюсерре, вероятно, поступила бы из большого крытого хранилища, содержащего несколько журналов, расположенного рядом со скотобойней храма Солнца.
Искусство, сохранившееся в храмах Солнца, похоже, было заказано Нюсерре. Так называемая Комната времен года в храме солнца в Нюсерре, который соединял крытый коридор с платформой обелиска, была украшена группой рельефов, изображающих деятельность человека и животных в течение трех египетских сезонов. Рядом с ними были другие рельефы, изображающие фестиваль евреев, важный ритуал королевского обновления.
В Нюсерре часть храма Солнца Везеркафа была украшена подобными сценами из того же фестиваля, но выполнены в меньшем масштабе. Скорее всего, во время празднования использовались часовни в обоих храмах. Рельефы в обоих местах выполнены в изысканном, тонком вафельном стиле, характерном для королевского творчества 5-й династии. Другой интересной особенностью района, расположенного к югу от стены ограждения храма Солнца Нюсерре, стал большой солнечный корабль размером 30×10 м, который был погребен в грязезащитной камере к югу от храмового комплекса.
Абу - Гураб и Абусир после 5-й династии
При правлении Джедкаре Исези, восьмого короля 5-й династии, королевская деятельность в Абу - Гураб и Абусир резко прекратилась. Исези не возводил храм солнца и решил похоронить его в Южной Саккаре. Плато Абусир стало перенаселенным во времена правления Менкаухора, и административная столица, возможно, снова была перенесена на юг в Саккару.
Хотя не существует гробниц Древнего Царства, датируемых более поздней 5-й династией, ряд свободных кварталов и стен, найденных рядом с мастабасами, показывают, что Абусир определенно не был заброшен. Это неудивительно, так как было выяснено, что королевские погребальные учреждения продолжали действовать еще во времена правления Пепи II (конец 6-ой династии).
Хотя папирусы показывают, что иногда большое число людей работали в этих заведениях или получали доход за счет собственных средств, регион Абу-Гураб и Абусир после 5-й династии редко использовался в качестве некрополя. В Среднем Королевстве рядом с пирамидой Нюсерра в Абусире был построен ряд гробниц, надстройки которых почти полностью разрушены.
В южной части моргового храма Сахура во время правления Нового Царства было воздвигнуто небольшое святилище, посвященное главной богине региона Мемфитов. Неясно, как долго функционировал этот культ. После этого, за исключением отдельных захоронений в поздний период, плато Абусир, похоже, перестало пользоваться популярностью.