Александру я знала давно, работали вместе в ателье в девяностых. Крутились как могли, а она еще тогда пыталась вытянуть сына-двоечника, вразумить. Никогда не унывала, казалось, что ничто не может ее сломить, даже тогда, когда ателье закрывалось, а квартиру обнесли – только вздыхала и улыбалась, говоря, что все это наживное. Сейчас ей под 50 – ухоженная, аккуратные руки, маникюр, макияж – я ей иногда завидовала, пережила она действительно много, но все выглядела как девочка, моложаво. Еще при знакомстве ей никогда не давали свой возраст, а она лишь смеялась заливисто. Понятно, что ухажеров у нее было достаточно.
- Ну а Андрей твой? – спросила я, откусывая от дорогого печенья, которое Александра принесла с собой. – Когда поведет тебя под венец?
Я, понятное дело, шутила, но никак не ожидала, что выражение лица Саши внезапно поменяется.
- Он утонул, - коротко обронила она и поставила чашку на стол.
Я выпучила глаза.
- Как?! – выдохнула я, когда первый шок отошел. – Что произошло?
Александра помешала сахар в чае, держа ложку длинными пальцами без следов морщин.
- Поехал на рыбалку с друзьями. Друзья вернулись, а он нет, - покачала она головой. Мне было неясно, хочет ли она продолжать разговор на эту тему, но в моей голове пронеслась тысяча мыслей. Они встречались буквально месяц назад, Александра выглядела такой воодушевленной и счастливой, и я думала, что вот наконец у нее сложится что-то… Прошлый ее мужчина был байкером, но после аварии остался прикован к инвалидному креслу и сам не позволил Александре быть рядом, так и сказал: я хочу, чтобы ты была счастливой, а не провела всю оставшуюся жизнь с инвалидом. Она долго спорила с ним, но в итоге сдалась и примирилась. Муж ее, отец ее единственного сына, умер совсем молодым, от сердечного приступа. Это был единственный момент, когда я помню Александру отчаявшейся, с серым лицом и запавшими глазами. Мне казалось, она была готова пойти следом за ним, так сильно любила своего мужчину.
Я отложила в сторону потерявшее весь вкус печенье.
- Горе-то какое…
Александра медленно кивнула, глаза ее сухо блестели.
- Ну, что сейчас горевать, я свое уже отгоревала. Да и не так близки мы были.
Я была с ней не согласна. Тут иной раз жалеешь совсем неизвестных людей, а это…
И тем не менее я судорожно начала подыскивать тему для разговора. Хоть что-то, что Александру порадует.
- Хоть как там дела у Сережи? – тихонько спросила я. Чай в горло уже не лез.
На мгновение лицо Александры просветлело. Она всегда души не чаяла в сыне. И пускай он часто хулиганил в детстве, а в школе мама практически не вылезала из кабинета директора, я знала, что сейчас он – мамина гордость, владеет небольшим кафе почти в центре города.
- Ох, у Сережи все хорошо, да, хорошо, - она закивала часто. Блеснули дорогие сережки в ее ушах. – Совсем недавно рассказал, что собирается расширяться. Кафе приносит неплохой доход, чего время попусту терять. Надо хватать, пока идет. Были небольшие проблемы с работниками, но сейчас вроде все в порядке. Это в школе он дурачком был, а сейчас – бизнесмен!
Мы посмеялись. Да, я видела, как Александра им гордилась. Бизнес пошел в гору стремительно, почти сразу. Сын радовался, и радовалась с ним мама. Да вот наследовать его дело было некому. Не спешил почему-то Сережа с этим делом.
- Ну а на личном фронте у него как? – я снова взялась за печенье. Вкусное, рассыпчатое, жалко оставлять.
Улыбка на лице Александры была кроткой, а взгляд обращен в пространство. Я не уверена, но мне казалось, она как и большинство женщин своего возраста хотели понянчить внуков.
- Сереженька привел девушку на прошлой неделе, знакомиться, - заговорила она, и я придвинулась ближе, радостно кивая. – Бауманку закончила, на лицо приятная. Худенькая, как дюймовочка, мой Сережа рядом с ней совсем как великан, - я издала смешок и открыла рот, чтобы ответить, но Александра меня опередила: - …вот только я ее отворожила.
Я не поверила своим ушам. Может, мне послышалось?
- Извини, что?..
- Отворожила. Не понравилась она мне. Из неизвестной семьи, неизвестно каких детей Сереже родит. Вполне возможно, что курит… запах от нее был такой. Не пара она Сереженьке. Есть у меня на примете девушка одна, скромная. Красотой не блещет, конечно, но семья там хорошая. Надо их познакомить. А если не выйдет, ну, выход всегда есть.
Чашка из моих рук полетела на стол. На мгновение мне показалось, словно передо мной сидел совершенно незнакомый мне человек. Я не могла шелохнуться, пока в голове крутились мысли. Зачем? Для чего? Как?..
Пока я была в прострации, Александра засобиралась.
- Извини, Надюш, некогда сидеть. Надо заехать к Сереженьке на работу. Просил помочь.
Я совершенно на автомате проводила ее. Дверь закрылась, и от присутствия Александры в моей квартире напоминал только запах ее цветочных духов.
Мне было, надо чем подумать.
А коробку печенья я выкинула.
А как вы отнеслись бы, если узнали бы такое о своем друге/подруге?