Одним из самых темных пятен в истории советских спецслужб являются негласные ликвидации собственных граждан на собственной территории вскоре после окончания Великой Отечественной войны. Существенно обострило обстановку в Закарпатье, недавно вошедшем в состав СССР убийство популярного униатского епископа Теодора Ромжи, за которым стоял Хрущев. Чем прогневали униаты советскую власть, кто они такие, и за что в итоге убили Ромжу?
27 октября 1947 года на дороге между закарпатскими селами Логово и Ивановце движение было обычным для захолустного Мукачевского округа. Поэтому священник, управлявший пароконной упряжкой, в которой его начальник, епископ Теодор Ломжа, объезжал местные приходы, не придал значения приближающемуся грузовику «Студебеккер». Как выяснилось зря, неожиданно грузовик вильнул и врезался в хрупкую повозку. Людей выбросило на землю. Из грузовика выпрыгнули двое, казалось особо не удивленных аварией людей, один из них склонился над стонущим епископом, зажав что-то в руке, но в это время кто-то из священников встав, пошел к ним. Виновники аварии быстро вскочили в машину и умчались с места происшествия… Вскоре проезжавшие мимо крестьяне уже почтительно укладывали епископа и других пострадавших в свою телегу, чтобы скорее везти к врачу.
«Серебрянная Русь» и униаты.
Закарпатье, которое издавна называют Серебрянной Русью, особый регион для Украины, не похожий на соседнюю Галицию. До Второй мировой войны он принадлежал Чехословакии и даже имел автономию. Потом сюда пришли венгры, разгромив, с подачи Гитлера, Словакию в скоротечном конфликте. Жители Закарпатья, русины никак не идентифицировали себя с украинцами. У них особый, близкий к русскому язык, еще с 18 века многие их лидеры хотели в состав России. В ходе Первой мировой войны русины пострадали от властей Австро-Венгрии, которые за «шпионаж в пользу Российской империи» без разбора вешали местную интеллигенцию. Кстати, об этом хорошо написано в «Похождениях Швейка».
Потомки жителей Галицко-Волынского княжества, после его раздела между венграми и поляками, русины долго сохраняли православную веру, не взирая на ограничения в правах и даже гонения. Впрочем, еще в 15 веке в Ватикане родился план по окончательному установлению контроля над непокорными православными. Если очень упрощать идея была следующая – пусть православные в Греции, Византии, на востоке Польши и Австрийской империи сохраняют свои традиции богослужения и возможность брака для священников. Но при этом, они должны признать главенство Папы римского. В обмен, к услугам признавшего примат Папы православного клира будут многочисленные духовные академии, где можно готовить священников, и поддержка мирового католицизма, которая существенно снизит уровень давления со стороны властей. Первыми сдалась часть православных в Польше – в 1596 году была заключена Брестская уния (именно по этому второе название греко-католиков униаты). Спустя 50 лет Ватикан добрался до Закарпатья в апреле 1646 года в Ужгороде (на тот момент королевство Венгрия) русинские священники во главе со своим епископом подписали аналогичный документ. Впрочем, в Закарпатье переход под протекторат Папы проходил довольно болезненно. Унию признали не все священники, и лишь замучив в Хуситском замке в 1735 году последнего православного епископа Досифея, Рим смог вздохнуть спокойно.
Тем временем австрийские власти (Венгрия перешла под их контроль) занялись ассимиляцией русинов. Постепенно их удавалось растворять в соседних славянских народах, изначально исповедовавших католицизм. Однако в 19 веке, как из-за общего роста грамотности, так и из-за усиления России, которую русины считали старшим братом, у них началось национальное возрождение. Более того, многие греко-католические священники внесли большой вклад в возрождение русинского языка и сохранение письменности. Однако, после Первой мировой войны правами малого народа никто не озаботился, русинов разделили между Чехословакией и Венгрией. Словаки, сами еще недавно лишенные многих прав в Австро-Венгрии принялись украинизировать русин, венгры тоже не сильно расширяли их автономию. Правда, несколько русинских депутатов заседало в национальных парламентах.
Ожидания и реальность.
Приход советских войск в Серебряную Русь в конце 1944 был воспринят населением с радостью. Вернулись старые надежды на автономию, на использование родного языка в официальных инстанциях. Однако обращение русин в адрес Президиума Верховного совета просто проигнорировали. Судьба Закарпатья, переданного СССР Чехословакией и Венгрией была решена – новая область в составе Советской Украины. В регионе высадился десант учителей и партработников и началась тотальная украинизация. Уже в 1947 году более 90% школ были переведены на украинский язык. Масла в огонь подлил Никита Сергеевич Хрущев, возглавлявший ЦК коммунистической партии Украины. Он выступал с инициативами выселения всей западной молодежи на Донбасс и другими жесткими мерами борьбы с бандподпольем на всем Западе Украины, хотя, как раз в Закарпатье отрядов украинских националистов почти не было.
Отдельным поводом для недовольства русин был проект, воссоединения униатов с православной церквью, их возвращение в лоно Московского Патриархата. Не зря Сталин в войну улучшал отношения с РПЦ. Теперь, казалось бы, можно пожать плоды, одним махом вытеснив Ватикан с большей части присоединенных территорий. В марте 1946 года Львовский церковный собор объявляет о ликвидации Украинской греко-католической церкви и воссоединении ее с Русской православной церковью.
Это вызывает огромное недовольство среди консервативных жителей Закарпатья. Они не хотят ничего менять в своем религиозном укладе, пусть церковные обряды и не изменятся. Ряд представителей греко-католического клира готов к диалогу с Москвой и Киевом, понимая, что альтернатива одна – репрессии. Однако, находится яркий церковный лидер, готовый отстаивать права Ватикана на души закарпатских русин.
Молодой епископ.
Теодор Ромжа молод, инициативен, прекрасно образован. Он блестяще закончил сразу два факультета Григорианского университета в Риме и только Вторая мировая война помешала молодому священнику получить докторскую степень. При этом, Теодор местный житель, русин, понимающий проблемы и чаяния своих современников. Он не любит советскую власть, а за несколько лет учебы в Риме стал ярым сторонником политики Ватикана.
Ромжа энергичен, возглавляя ужгородскую епархию фактически с 1944 года, он постоянно встречается с приходскими священниками, уговаривает сохранять традиционный уклад и лояльность Риму. Что еще хуже для новых хозяев Закарпатья, Ромжа, в силу своих должностных обязанностей, должен поддерживать связь с Римом и информировать ватиканский аппарат о настроениях паствы. Также он не дает другим иереям закарпатских греко-католиков договариваться с Московским патриархатом. Молодой, умный, энергичный, читающий прекрасные проповеди, способный вести за собой людей. Живи он раньше, стал бы прекрасным иезуитом. А сейчас он злейший враг советской власти, желающей быстрее обрести контроль над вновь присоединенным регионом. Тем более, русины никогда не жили ни в Российской империи, ни в СССР. Никита Сергеевич подходит к проблеме просто – «попа нужно убрать. Закарпатье - это Украина».
Как товарищ Хрущев лично руководил операцией.
Вот здесь-то и начинаются разночтения. Все операции Судоплатова – диверсанта №1 и главного ликвидатора врагов трудового народа санкционирует товарищ Сталин. Иосиф Виссарионович уже сильно разочарован тем, что его планы по использованию РПЦ для укрепления международного влияния не вполне осуществились. А тут еще какой-то епископ. Но его смерть вызовет шум на Западе. Плюс к этому все-таки не все Закарпатье греко-католическое, там есть и католики и православные, даже немного протестантов. Но Хрущев настойчиво просит голову Ромжи. И, по свидетельству ряда мемуаристов, именно он и оказывается основным инициатором покушения на епископа. Более того, Хрущев предлагал вообще уничтожить весь ужгородский греко-католический клир, что Сталин счел перебором.
Что интересно, Павел Судоплатов, признавая ответственность за другие ликвидации в своих мемуарах (по оценке ряда историков, здорово обработанных американскими журналистами и издателями) заявляет о том, что прямо не участвовал в покушении, а лишь выступал консультантом. Павел Анатольевич занят. Севернее Закарпатья, на Галичине, он добивает формирования Шухевича. Накануне, на совещании у Сталина именно он добился отказа от инициативы Хрущева выселить всю молодежь с Запада Украины. Хрущев действует своими силами, обходясь людьми украинского министра госбезопасности Сергея Савченко. В итоге происходит странное, Ромжа и его люди после покушения остаются живы.
По сути это несколько оправдывает Судоплатова. Действительно в такой операции у его людей не могло быть провалов. Не суметь убить на достаточно безлюдной дороге несколько священников, имея мощный «Студебеккер». Как-то не по Судоплатовски… Кроме того, возникает еще один вопрос – репрессировать Ромжу нельзя, население Закарпатья и так не довольно. Любая насильственная смерть, что не вызовет подозрений? Если бы Павел Анатольевич руководил операцией может быть он предложил бы какой-то другой, менее подозрительный способ? Или хотя бы оставил каких-то виновных, которых можно было бы предъявить народу, а потом где-нибудь спрятать.
Хрущев же настроен решительно. С Судоплатовым или без, он дойдет до конца. Никита Сергеевич, якобы, лично встречается с исполнителями, выслушивает их новые предложения, разговаривает с руководителем токсикологической лаборатории и дает команду – «Травить!». 1 ноября 1947 года лежащему в больнице Теодору Ромже делают смертельный укол, со слов Судоплатова, ядом кураре. Через несколько минут опальный епископ умирает… В 2001 году Папа римский причисляет Ромжу к лику блаженных.
Занавес.
28 августа 1949 г., во время многолюдного богослужения в монастыре святого Николая на Чернечей горе, архиепископ Макарий торжественно зачитал акт о ликвидации Ужгородской унии 1646 г. и переходе греко-католиков Закарпатья в православие. Этот документ подписали далеко не все местные священники, но Сталин добился очередной победы, вытеснив Ватикан из еще одного советского региона. Греко-католические храмы стали отнимать в пользу РПЦ, священников продолжали подвергать репрессиям. Через 65 лет люди, которые считают Сталина злейшим врагом своего государства воспользуются в Закарпатье его методами…
К сожалению, религия тесно переплетена с политикой. Про права малых народов во всем мире вспоминают только когда нужен повод для давления на какое-либо государства. Был ли Ромжа героем и святым для своей паствы? Несомненно! Честно ли служил своей стране Судоплатов? Этого нельзя не признать! Да и у Никиты Хрущева есть своя правда…
Уважаемый читатель! Надеюсь, статья помогла Вам взглянуть с разных сторон на историю малого и, когда-то, так хотевшего в состав России народа, его епископа, оставшегося верным Ватикану и темное пятно в истории разведки. Автор пытался быть максимально объективным и не становиться ни на чью сторону! Спасибо за внимание!