Фашистский солдат, ничего не подозревая, спал на кровати прямо в одежде. Когда его подняли с постели, то обнаружили, что он был легко ранен. Зажгли лампу, задернули занавеску. Матросов тут же на месте допросил немца и старосту.
Они рассказали, что железнодорожный мост через Березину целый, но заминирован и подготовлен к взрыву. Охрана моста малочисленна - не более двадцати человек, но хорошо вооружена, есть несколько пулеметов.
На этом берегу, солдаты охраны размещены в старой казарме, которую они приспособили для себя, на том берегу построена крепость. Русских не ждут, думают, что фронт еще далеко. Матросов приказал старосте сделать пленному перевязку, посадить его под замок и передать его нашим войскам, когда они займут Леневку.
Разведчики покинули деревню и направились вдоль дорожного полотна. Зайдя глубоко в лес, Матросов приказал остановиться и развернуть рацию. Старшина Гуйдик и сержант Язьков распаковали аппаратуру, а антенну набросили на высокое дерево. Накрыв радиостанцию плащ - палаткой, Михаил Гуйдик стал входить в связь.
— Товарищ старший сержант, связь есть, говорите, — доложил он Александру Матросову и передал ему трубку.
— Докладывает Матросов, докладывает Матросов. Передайте "Хозяину", что объект номер два целый, начинаю на нем работу. После завершения работы доложу дополнительно.
На этом радиосвязь закончилась, разведчики спешили. Еще перед выходом на задание была договоренность, что объектом номер один будет считаться шоссейный мост у Свислочи, а объектом номер два железнодорожный мост у поселка Октябрь.
— Выбор сделан, — сказал Матросов разведчикам. — Теперь нам нужно за ночь незаметно подойти к мосту и на рассвете захватить его. Пошли, нам нельзя терять ни одной минуты.
Наконец, после нескольких часов хода, запахло тиной и болотом, дорога стала спускаться в низину, железнодорожная насыпь стала еще выше. Лес редел, появились обширные заросли кустарника. Матросов свернул с дороги и повел разведчиков в обход моста по низине, и в скоре они вышли на берег Березины.
Закрытый туманом железнодорожный мост был метрах в ста выше по реке.
Одна группа в составе Чердакова, Мажуги и Вафина стала осторожно подбираться к казарме, вторая в составе Петра Андреева, Андрея Дворниченко и Александра Лукина стала спускаться к воде, чтобы захватить лодки. Остальные с Матросовым шли по пятам первой группы, готовы помочь ей в любую минуту.
Три разведчика уже поднялись на насыпь, осторожно приблизились к казарме и исчезли за углом. Пока все тихо и спокойно. Вот уже группа Матросова тоже обогнула здание казармы и вошла во двор. Матросов увидел, как на фоне светлеющего неба взметнулись две ай тени и оба немецких часовых со стоном повалились на землю.
Рядом прозвучал одиночный винтовочный выстрел. В это же время Андрей Максимов и Александр Феднов открыли входную дверь казармы, и каждый с небольшим перерывом бросил в её темный проем по две ручных гранаты. После их разрывов они вбежали в казарму и не нашли я ни одного живого фашиста.
Матросов сам с помощью фонарика обшарил все углы казармы и, убедившись, что все фашистские солдаты выбежал наружу. Здесь он встретился лицом к лицу с сержантом Мажугой, который, переведя дыхание сказал: внизу есть еще одна жилая землянка, в которой находилось три немца, одного я убил, а два убежали на мост.
Матросов приказал ему со своей группой остаться здесь у этой казармы для охраны, а сам с остальными разведчиками начал преследовать убегающих по мосту солдат противника.
— Ищите провода и кабели, режьте и рубите их, — кричит на ходу Матросов. Бежать по пешеходному настилу моста опасно, можно сорваться в реку. Как назло густые клубы тумана заслонили почти половину пролетов. Бежавший впереди всех Владимир Кудрявцев с ходу врезался в пламень огня, горели шпалы.
— Туши огонь! - кричит Александр Матросов, он сорвал с себя маскировочный халат и стал хлестать им по горящим шпалам. Огонь удалось потушить, но через несколько метров пути они наткнулись еще на более яркие языки пламени. Тут же валялись пустые канистры и пакля: фашисты заранее расставили на мосту эти канистры с бензином, чтобы в момент опасности поджечь мост.
— Ребята, вперед, если можете проскочить через огонь, то не тушите его, мост все равно не рухнет, — кричит Матросов.
Разведчики, изменив тактику, стали перебегать сквозь огонь, приближаясь к противоположному берегу. Противник встретил их пулеметным огнем. Туман и дым от горящих шпал закрывал их от прицельного расстрела, станковый пулемет бил беспрерывно вдоль моста.
Пули ударялись о металлические фермы и с диким визгом пролетали мимо. Владимир Садовничий установил свой ручной пулемет прямо на пешеходном мостике и открыл из него огонь.
В это время разведчики Авдеев, Дворниченко и Лукин кубарем скатились по крутому откосу берега и оказались под балками железнодорожного моста. А там уже шла стрельба, и вспыхнул огонь. Андрей Дворниченко бегал у кромки воды, натыкаясь на бревна, пустые металлические бочки и коряги.
— Ребята, сюда. Лодки здесь! — слышит он голос Петра Авдеева. Лодки были на металлической цепи под замком, пришлось их подорвать гранатой. Разведчики спустили одну из лодок на воду, уселись в нее и начали грести веслами. Авдеев сидит на корме, Дворниченко на веслах, Лукин устроился на носу, чтобы смотреть вперед, ведь туман на реке был очень густым.
Неожиданно всплыла впереди по курсу темная отвесная стена - это была мостовая опора...
Продолжение читайте здесь