Преодоление страха у начинающих психологов – консультантов является актуальной проблемой на сегодняшний день. Эффективность психотерапевтического процесса во многом зависит от личности психолога. Для профессиональной деятельности психолога важны его личностные качества.
Определенные направления психотерапии предъявляют специфические требования к личности психолога. Психологическое консультирование отличается от других направлений тем, что психолог работает с клиентом в пространстве его мировоззрения и установок.
Одновременно с этим, для многих начинающих психологов – консультантов характерна боязнь эмоциональных переживаний клиента. Его пугают настоящие эмоциональные переживания клиентов. При этом такой психолог «промахиваться» и употребляет предложенные интервенции невпопад. Причиной таких трудностей, вероятнее всего, будет боязнь встречи с собственными переживаниями и страхами.
Страх характерен для каждого человека, он дает возможность защитится от разных опасностей. Но бывает и наоборот, страх является определенным препятствием. Тогда необходимо проявить мужество, а человек боится и позволяет страху контролировать свои действия. Страх – это врожденная базовая эмоция, дающая сигнал человеку о реальной или возможной опасности.
Для абсолютно здорового человека страх является защитным механизмом, и он доведен до сознательного уровня и должен быть управляемым. В обычной жизни страх рассматривается как негативное явление, так как переживание страха у человека вызывает неприятные ощущения, а в психологии страх принадлежит именно к негативным чувствам.
Задачи комплекса консультативных мер:
1) сформировать у начинающих психологов - консультантов знания, умения, навыки, необходимые для построения и реализации психологически комфортной и безопасной среды в ходе консультирования;
2) раскрыть основные виды и формы работы психолога - консультанта по совершенствованию межличностного взаимодействия участников психологического консультирования;
3) способствовать овладению практическими навыками по снижению психологического травматизма, угроз психическому здоровью в психологическом консультировании.
Содержание комплекса консультативных мер:
· общее представление о психологической безопасности личности;
· психологическая безопасность и защищенность;
· подходы к изучению психологической опасности в психологическом консультировании.
· анализ существующих моделей психологической безопасности в психологическом консультировании;
· технологии формирования безопасного психологического консультирования;
· критерии и показатели безопасного психологического консультирования;
· теоретико-методологические основы деятельности психолога в кризисной ситуации;
· взаимодействие психолога с субъектами психологического консультирования в кризисной ситуации;
· характер общения и взаимодействия субъектов психологического консультирования.
Основной формой работы на занятиях может быть использование интерактивных технологий и самостоятельная деятельность начинающих психологов-консультантов.
Интерактивные технологии включают проведение дискуссий, упражнения и игры из различных тренингов, решение практических ситуаций и типовых задач.
Таким образом, в ходе группового психологического консультирования начинающие психологи – консультанты научатся фокусировать внимание не на себе, а на клиенте. Приобретут уверенность в себе, научатся преодолевать чувство тревоги по поводу собственной компетенции. Также приобретут навыки описания, концептуализации клиента.
Сложности могут вызывать постановки клинического или процессуального диагноза, поскольку собственный опыт еще отсутствует, а чужой не совсем понятен.
Опытные психологи – коллеги помогут с планированием шагов в консультировании. Начинающие психологи – консультанты склоны подражать манерам своего наставника, у них присутствует высокий энтузиазм, они хотят ощущать себя важными и значимыми.