Найти тему
Psychology

Групповое психологическое консультирование как средство преодоления страха у начинающих психологов-консультантов

Преодоление страха у начинающих психологов – консультантов является актуальной проблемой на сегодняшний день. Эффективность психотерапевтического процесса во многом зависит от личности психолога. Для профессиональной деятельности психолога важны его личностные качества.

Определенные направления психотерапии предъявляют специфические требования к личности психолога. Психологическое консультирование отличается от других направлений тем, что психолог работает с клиентом в пространстве его мировоззрения и установок.

Одновременно с этим, для многих начинающих психологов – консультантов характерна боязнь эмоциональных переживаний клиента. Его пугают настоящие эмоциональные переживания клиентов. При этом такой психолог «промахиваться» и употребляет предложенные интервенции невпопад. Причиной таких трудностей, вероятнее всего, будет боязнь встречи с собственными переживаниями и страхами.

Страх характерен для каждого человека, он дает возможность защитится от разных опасностей. Но бывает и наоборот, страх является определенным препятствием. Тогда необходимо проявить мужество, а человек боится и позволяет страху контролировать свои действия. Страх – это врожденная базовая эмоция, дающая сигнал человеку о реальной или возможной опасности.

Для абсолютно здорового человека страх является защитным механизмом, и он доведен до сознательного уровня и должен быть управляемым. В обычной жизни страх рассматривается как негативное явление, так как переживание страха у человека вызывает неприятные ощущения, а в психологии страх принадлежит именно к негативным чувствам.

Задачи комплекса консультативных мер:

1) сформировать у начинающих психологов - консультантов знания, умения, навыки, необходимые для построения и реализации психологически комфортной и безопасной среды в ходе консультирования;

2) раскрыть основные виды и формы работы психолога - консультанта по совершенствованию межличностного взаимодействия участников психологического консультирования;

3) способствовать овладению практическими навыками по снижению психологического травматизма, угроз психическому здоровью в психологическом консультировании.

Содержание комплекса консультативных мер:

· общее представление о психологической безопасности личности;

· психологическая безопасность и защищенность;

· подходы к изучению психологической опасности в психологическом консультировании.

· анализ существующих моделей психологической безопасности в психологическом консультировании;

· технологии формирования безопасного психологического консультирования;

· критерии и показатели безопасного психологического консультирования;

· теоретико-методологические основы деятельности психолога в кризисной ситуации;

· взаимодействие психолога с субъектами психологического консультирования в кризисной ситуации;

· характер общения и взаимодействия субъектов психологического консультирования.

Основной формой работы на занятиях может быть использование интерактивных технологий и самостоятельная деятельность начинающих психологов-консультантов.

Интерактивные технологии включают проведение дискуссий, упражнения и игры из различных тренингов, решение практических ситуаций и типовых задач.

Таким образом, в ходе группового психологического консультирования начинающие психологи – консультанты научатся фокусировать внимание не на себе, а на клиенте. Приобретут уверенность в себе, научатся преодолевать чувство тревоги по поводу собственной компетенции. Также приобретут навыки описания, концептуализации клиента.

Сложности могут вызывать постановки клинического или процессуального диагноза, поскольку собственный опыт еще отсутствует, а чужой не совсем понятен.

Опытные психологи – коллеги помогут с планированием шагов в консультировании. Начинающие психологи – консультанты склоны подражать манерам своего наставника, у них присутствует высокий энтузиазм, они хотят ощущать себя важными и значимыми.