Шел 4-й год моего командования взводом связи зенитно-ракетного полка в Центральной группе войск (кто не знает – так это бывшая Чехословакия). Офицеров с таким взводным стажем у нас называли - «директор взвода».
Наша воинская часть находилась в глубоком лесу, в местечке Свеборжице, у подножья горы Ральско, что в 4-х километрах от маленького чешского городка Мимонь .
Поэтому я обрадовался приказу начальника штаба полка, в соответствии с которым должен был выехать в разведывательный батальон нашей дивизии и от туда установить с нашим полком временный канал радиосвязи. Разведбат находился в красивом городе Дечин (это в 60 км от полка), который для нас был чуть ли не центром европейской «цивилизации». Причем, Дечин я знал неплохо, т.к. одно время там дислоцировался наш полк.
Для выполнения задания в мое распоряжение была выделена передвижная коротковолновая радиостанция Р-104 на базе легкового автомобиля ГАЗ-69. Надо сказать, что эта машина много чего повидала на своем веку и по сроку службы подходила уже под «списание».
За автомобилем закрепили опытного водителя, который уже собирался на «дембель». Водила родом был из далекой сибирской деревни и разговаривать с ним было одно удовольствие. Он изъяснялся на таком чудовищном диалекте, что его легко можно было принять за иностранца. Но шоферил он отлично и надежнее этого водителя в моем взводе никого не было.
Выехали мы сразу после солдатского завтрака. Дорога в Дечин была отличная по качеству, но изобиловала крутыми подъемами и спусками (это братцы, была горная местность, так называемая - «Чешская Швейцария»).
Но проехав километров 20, под капотом машины вдруг что-то щелкнуло и резко поднялась (до кипения) температура двигателя. Мы остановились. Подняв капот и осмотрев двигатель, водитель объявил, что «полетел» ремень вентилятора. У нас была припасена канистра с водой, но запасного ремня, увы, не было. Пока остывал двигатель машины, солдатик что-то пробормотал и пошел к находящейся рядом площадке для отдыха. Там одиноко стояла чешская легковая машина. Я же попытался установить радиосвязь с нашей частью, но время сеанса еще не наступило и попытка не удалась.
Водитель вскоре вернулся и притащил что-то похожее на женские капроновые колготки или чулки. Где он их достал, до сих пор не понимаю. Из этого материала боец скрутил жгут и шустро заменил им ремень вентилятора. Долив воду в радиатор машины, мы поехали дальше. К удивлению, вентилятор и помпа двигателя работали, правда, температура движка все время была «на грани» дозволенного и пришлось еще пару раз останавливаться, что-бы «подтянуть» этот самодельный ремень.
Когда Дечин появился на горизонте, машина вдруг довольно резво понеслась по очередному спуску.
Заподозрив "неладное" я спросил у водителя: "все ли нормально ?". Тот что-то неразборчиво "буркнул" и замолчал. Въехали в город и тут я по настоящему заволновался: водила, не смотря на светофоры и не уступая ни кому дорогу, проскакивал один перекресток за другим. Было воскресенье, транспорта было мало, но все равно - это было чревато неприятностями и я приказал водителю остановится, и тот наконец выдавил из себя, что мол, что тормозов-то нету. Мне, мягко говоря, это очень не понравилось.
С «горем пополам», на пониженной передаче и тормозя хреновым ручником мы заехали в автопарк разведбата. Я стал рассуждать, каким образом устранить неисправности, но мой лихой боец-сибиряк заверил меня, что у него здесь «все схвачено» так, как начальник склада техимущества его «земляк» и к нашему отъезду машина будет "в лучшем виде". Договорившись с дежурным по разведбату, что бы моего водителя покормили и разместили на ночлег, я снял радиостанцию и пошел на узел связи батальона выполнять служебное задание.
Переночевав в комнате для приезжих, с подъема я побежал в автопарк батальона. Водила был уже там, возился с машиной и доложил, что все поломки устранены. Я проверил: действительно - вместо наших колготок уже был натянут новенький ремень вентилятора. Сел за руль, тронулся, тормознул – тормозной путь в норме. Обрадованный я пошел в штаб батальона доделывать свои дела. Поближе к вечеру мы тронулись в обратный путь и без проблем прибыли в свою часть.
Теперь самое интересное. По приезду в свою часть водитель попросил поставить машину в ремонтную роту для промывки тормозной системы так, как вместо тормозной жидкости в систему он залил кисель, который ему выдали на ужин, а мне сразу об этом не сказал, дабы поберечь мое здоровье.
Оказывается, своего земляка в разведбате он не нашел, а посему ремень вентилятора и манжеты для тормозных цилиндров ему нашли батальонные водители, но тормозной жидкости достать не удалось. Вот он и «бухнул» два стакана киселя в тормозную систему, как иногда делали шофера из его далекой сибирской деревни. Еще он со счастливым видом сообщил, что кисель был хорошего качества, к тому же был профильтрован через несколько слоев бинта.
Как говорилось выше, к тому времени я уже был «директором» взвода и опыта эксплуатации автомобильной техники у меня хватало, но на киселе я ехал впервые.
Этого водителя я отправил на «дембель» в первых рядах первой очереди. И был бесконечно горд от того, что наш советский кисель самый лучший в мире и что с таким личным составом мы непобедимы.
Другие истории из жизни бывалого зампотеха читайте на моем канале
Подписывайтесь и ставьте лайки