Мебель – основа домашнего уюта и, до известной степени, символ благополучия. Сегодня, благодаря новым стандартам, внедренным компанией IKEA, любой покупатель со средним и небольшим достатком имеет выбор мебели из широкой линейки современных и стильных моделей, предлагаемых компанией.
Но так было не всегда. Всего каких-то 70 лет назад покупка мебели была делом куда более дорогостоящим, а выбор был далеко не так широк. Это и подметил шведский предприниматель Ингвард Кампрад, решив сделать домашнюю обстановку доступной для широких масс.
Зарождение
Первые пробы себя в мебельной индустрии Ингвард Кампрад предпринял в 1950-1951 годах, когда его компания открыла первый мебельный магазин. Покупая самые дешевые стулья и столы, он каждой модели присваивал имя, чем очень скоро выделился в среде конкурентов.
Примерно в тот же период Ингвард осознал, что простая перепродажа кардинально не решает проблем доступности цены – нужно снижать и себестоимость. И тогда было положено начало собственному производству сборной мебели компанией IKEA. Ворвавшись на устоявшийся и апатичный рынок, компания Кампрада не могла не вызвать недовольства и противодействия остальных игроков. И это привело к организации бойкота фирмы IKEA поставщиками, инспирированного ассоциацией продавцов мебели. Это было первым серьезным испытанием на пути IKEA к успеху.
Но Ингвард был не из тех, кто сдается так просто. Как будто по совету восточных мудрецов, он решил превратить проблему в преимущество – начал закупать комплектующие в Польше, от чего его бизнес только выиграл: производственные расходы сократились и цены на продукцию снизились еще больше.
Становление
Будучи истым предпринимателем по духу, Ингвард Кампрад никогда не избегал рискованных решений и смелых экспериментов. Одним из таких удачных ходов стала идея открыть в каждом магазине …ресторан. С этого момента покупателей привлекал не только богатый выбор доступной мебели, но и вкусная недорогая еда не отходя от торгового зала.
К новациям Кампрада относится и периодическое издание рекламных буклетов «Новости от IKEA» - прообраз современных каталогов, которые можно встретить в тысячах торговых сетей. Также в магазинах IKEA впервые внедрили оригинальный для того времени подход, заключавшийся в возможности опробовать предмет мебели перед покупкой.
Очень скоро оригинальная маркетинговая стратегия IKEA принесла плоды – бренд стал популярен и любим среди населения Швеции, отодвинув конкурентов на второй план.
Настоящее время
В наше время компания IKEA заслуженно считается эталоном в мировом маркетинге и является одним из крупнейших брендов на планете. На сегодня годовой оборот компании превышает 59 млрд. долларов США, а на ее заводах в разных странах мира трудится свыше 211 тысяч человек. Торговая сеть IKEA насчитывает более 325 магазинов в 41 стране.
Основной акцент в настоящее время компания делает на развитии уже имеющихся производств и торговых точек, существенно снизив свои аппетиты по экспансии новых рынков. Однако, эта политика не коснулась интернет-сегмента, в котором действия IKEA весьма активны.
Планы на будущее
Компания видит свои приоритеты в модернизации своих торговых центров с целью создания более комфортных условий для покупателей. На эти нужды выделяются значительные инвестиции.
По-прежнему большое внимание уделяется и Интернет-торговле. Так, в рамках экологической программы, IKEA планирует развивать сервис доставки онлайн-заказов с помощью электромобилей.
В целом же, триумф IKEA – яркий пример эффективности нестандартного творческого подхода к организации бизнеса в сфере, где казалось бы трудно сказать новое слово. Компания Ингвара Кампрада продолжает уверенно смотреть в будущее, руководимая и по сей день своим легендарным создателем.