Продолжаю рассмотрение аргументов, которые часто используются современными неверующими против христианской веры. Четвертая часть нашей серии будет посвящена еще одному "мученику от науки" - Галилео Галилею.
В массовом сознании он порой представляется человеком, который пострадал от церкви за свою веру в то, что Земля вращается вокруг Солнца. Фраза Галилея "А всё-таки она вертится!" стала крылатой. Считается, что он произнес ее после того, как был вынужден отречься от своих взглядов перед судом инквизиции, однако исторических доказательств этого факта не существует. В связи с этим, будет интересно рассмотреть, что же на самом деле предлагал Галилей и как на это отреагировала церковная власть.
В отличие от нашего предыдущего героя Галилей был настоящим ученым. Во всяком случае, в той мере, в которой мы вообще вправе говорить о "настоящей" науке в XVII веке. Его имя по праву стоит в ряду величайших научных светил мировой истории. Он одним из первых начал использовать для изучения Вселенной различные приборы и в этом смысле стал основателем нового направления экспериментальной физики.
Однако не буду подробно останавливаться на научных достижениях Галилея, все они хорошо известны. Лучше расскажу о его конфликте с Церковью. Возник он действительно на почве гелиоцентризма. Казалось бы, сегодня каждый школьник знает, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот, и значит история рассудила, кто был прав в этом конфликте. Но не всё так просто. Дело в том, что Церковь, отрицая постулаты гелиоцентризма, как это ни удивительно, оказалась во многом ближе к истине, чем сам Галилей.
Например, что вы скажете об утверждении: "Солнце является центром мира и всецело неподвижно в смысле локального движения"? С современной научной точки зрения оно выглядит попросту ошибочным, и именно об этом заявила Церковь при осуждении Галилея. Хотя, конечно, ее аргументация была богословской, а не строго научной.
Кстати, в те времена гелиоцентрическая картина мира встречала сопротивление со стороны не только церковников, но и других ученых. И это неудивительно, потому что принимать ее в качестве однозначной истины было рано ввиду недостатка фактических доказательств. В этой связи, церковная власть в лице папы римского долгое время оказывала Галилею покровительство и защиту.
Что касается непосредственно судебного процесса, то интересно, что из десяти обвинителей Галилея только семеро высказались в пользу его осуждения. Это говорит о том, что не всё было так однозначно. А уж сам приговор оказался настолько мягким, насколько это вообще было возможно в то время. В 1633 году нашего героя приговорили к домашнему аресту и он еще восемь с лишним лет до самой своей смерти мирно прожил на собственной вилле за счет регулярной пенсии от Святого Престола, хотя и под постоянным надзором со стороны инквизиции.
Какой вывод я хотел бы сделать из всего вышесказанного? Я бесконечно далек от того, чтобы оправдывать действия Церкви, которая преследовала людей за их убеждения, порой даже слабо связанные непосредственно с религией. В любом случае, с Галилеем поступили дурно, и в 1992 году папа Иоанн Павел II официально реабилитировал ученого, признав ошибку Церкви, пусть и спустя 350 лет.
Мой тезис в другом. Если вы считаете, что религия и наука суть непримиримые враги и осуждение Галилея является в данном случае хорошей иллюстрацией, то значит не очень хорошо знакомы с подробностями этого дела. Понятно, что Церковь неидеальна и часто совершала ошибки. Но как из этого факта следует утверждение, что бога нет?
Если вам есть что возразить или добавить, добро пожаловать в комментарии.