Небольшая рецензия на фильм К. Шахназарова "Курьер" 1986 года. Рекомендую, это надо посмотреть и родителям, и детям.
Пару раз слышала упоминание об этом фильме у авторитетных людей, видела режиссёрский разбор Ивана Диденко. Решила сама посмотреть и составить собственное мнение.
Сюжет вкратце обрисовать всё-таки надо. Главный герой (имя, кстати, не запомнила, это неважно) закончил школу и осенью пойдёт в армию. Летом надо как-то перекантоваться, что-то ж делать надо. Родители развелись, парень остаётся с матерью, а отец налаживает отношения с новой (подругой? женой?), короче уже, собственно, наладил и к ней свалил. А потом отец уезжает в Африку на тамошнюю мега-стройку, потом сыну письмо напишет о своей работе и копьё от вождя какого-то племени пришлёт. Парнишка остаётся с матерью, хрупкой, неяркой, скромной учительницей истории в техникуме. По поводу родителей согласна с Диденко, что они никакие, что пример и авторитет, увы, из них не получается. Герой наш идёт поступать в пединститут, но на экзамене честно сознаётся, что институт ему и даром не нужен, но он пошёл на экзамен, чтобы не огорчать мать. Это говорит, во-первых, о том, что он прекрасно осознаёт, что и зачем делает. А во-вторых, что чувства матери он учитывает и старается беречь. Однако не позволяет ей собой манипулировать, это понятно из сцены с костром в квартире. Он как бы говорит "Я дурак на всю голову отбитый, видишь? На всякое способен. Не надо устраивать истерику и вешать на меня свою неустроенную жизнь". Словами, кстати, такие мысли передаются плохо, а поступки, особенно неожиданные, доходят очень быстро.
Дальше мама устраивает нашего героя в редакцию какого-то тухлого журнала курьером. Естественно, справляется он плохо, попутно жёстко троллит окружающих взрослых и знакомится с весьма симпатичной дочкой профессора. Даже добивается какого-то взаимного интереса.
Но всё в итоге складывается грустно. Девочка умница, отличница, просто красавица, однако привыкла не свою жизнь жить, а, так сказать, выполнять заданную родителями программу. Дочка профессора должна быть примерной и послушной, но как личности её просто нет. И бурного нашего героя она не выдерживает, хотя он интересный, в первую очередь, тем, что живой, что может нести чушь какую-то и делать то, что взбредёт в голову.
В общем, чисто по поступкам парень кажется настоящим чудовищем - постоянно врёт, хамит старшим, не слушается, портит имущество. Но если смотреть внимательнее, понимаешь, что это натурально подростковый бунт. Человек повзрослел и ищет. Ищет тех, кто мог бы показать хоть какие-то смыслы, в ком есть хоть что-то настоящее, на кого можно было бы опереться. Но не на кого. Родители оказались слабые, мать нужно опекать, отец сбежал; на работе одна про японца мечтает, другой о рыбалке; профессор просто приспособленец, хотя да, талантливый и умный. Компания у новой знакомой тянется за красивой жизнью и только. Свои друзья, очевидно, пойдут на завод, и самый лучший друг мечтает о пальто. Тухленько как-то, тоскливо, нет тут чего-то настоящего, самого важного. И только в конце он встречает вернувшегося из Афгана солдата. И по одному взгляду парень понимает, что вот только солдат этот что-то настоящее о жизни знает.
Фильм хороший. Можно смотреть и пересматривать. Я бы очень хотела увидеть современный вариант фильма. Сама проблема стара как мир, взросление, становление человека и т.д. и т.п. А вот материальная действительность поменялась. Интересно, и какие бы смыслы предложила герою реальность нынешняя? Нужен такой фильм, и может быть, даже не один.