Сегодня я бы хотел немного поговорить об одной из самых выдающихся книг рубежа XIX – XX века – «Будденброки. История гибели одного семейства» Томаса Манна. Эпический роман, который через описание жизни четырёх поколений семьи бюргеров поднимает весьма интересные темы и вопросы. В этот раз мы обратимся к одному весьма занимательному аспекту падения коммерсантов.
Среди факторов, способствующих умиранию богатой семьи, неожиданно оказывается стремление к прекрасному, художественному и изысканному, нарастающее из поколения в поколение и мешающее удачно торговать. Если старший Иоганн Будденброк отличался скептическим отношением к жизни и религии, стремясь все вопросы решать с точки зрения коммерческих выгод, то уже его сын оказывается глубоко религиозным человеком, действующим в первую очередь в соответствии с христианскими идеалами. Затем, Томас Будденброк – успешный коммерсант в начале своего пути, позднее всё больше начинает копаться в себе, и в целом отличается от своего окружения изысканностью манер и глубокими познаниями в художественной литературе.
Последней точкой этого развития становится маленький Ганно – с самого детства проявляющий склонность к занятиям музыкой, и совершенно не интересующийся делами фирмы. Собственно, у него уже нет ни малейшего шанса заняться коммерцией – его отец завещает после своей смерти уничтожить семейное предприятие.
Таким образом, налицо очень странная для художественного произведения закономерность – движение к гибели семейства, всегда отличавшегося своеобразной «аристократичностью», выражавшейся преимущественно в манерах, идёт рука об руку с увеличением стремления его представителей к высокодуховному.
С чем же это может быть связано? Объяснений такой закономерности может быть несколько. Самая очевидная связана с деканской направленностью творчества Манна – эстетизация процессов смерти, гибели и разложения требует создания прекрасного фона для ухода из жизни целого рода. Исходя из специфики художественного пространства – требуется достойное сопровождение столь величественному процессу, и оно создаётся автором через религиозные порывы Жана, саморефлексию Томаса и импровизации на фисгармонии Ганно.
За технико-стилистическим объяснением скрывается и один из вариантов идейного обоснования такого соседства. Приближаясь к своей гибели, человек всегда пытается отыскать ответы на самые сложные вопросы устройства мироздания. Он стремится обогатить свою душу, а не тело, именно поэтому и семейство Будденброков, как единый человеческий организм, предвкушающий свою гибель, и устремляется к различным формам духовной деятельности, пытаясь найти для себя ответы и успокоение. Интересно, что Манн использует классическую триаду Религия, Философия и Искусство, которую мы можем обнаружить у представителей немецкой классической философии, но предлагает свой вариант смены этих этапов, отличный от принятой тогда модели Гегеля.
Получается, что обращение к искусству является не столько причиной упадка, сколько его следствием, попыткой с одной стороны ухватится за жизни и найти новое основание для своего существования, а с другой – наоборот успокоить свою душу, перед тем как отойти в иной мир. Тот факт, что это устремление мешает существованию фирмы и Будденброков как успешных коммерсантов – один из знаков неверно выбранного пути, издержка аристократического поведения без аристократической сути. Ведь как ни крути, стремление к прекрасному является одной из базовых потребностей человека, но торговая жилка не приемлет его и стремится вытеснить как нечто инородное, порождая людей высокого социального статуса без внутреннего основания для такого положения. Именно это и становится одной из причин падения Будденброков, которые, тем не менее, в каждом новом поколении практически инстинктивно стремились наполнить себя столь необходимым внутренним содержанием.