Найти тему
Энергия+

Что ждет российскую нефтепереработку

Оглавление

Модернизация нефтеперерабатывающих предприятий становится ключевым условием выживания отрасли. А получение максимального экономического эффекта сегодня возможно только за счет быстрой реакции на изменение спроса и развития цифровых технологий. Об этом, а также о том, как себя чувствует российская нефтепереработка сегодня и какие тренды определяют планы отрасли на ближайшее будущее, шла речь на конференции «Argus. Рынок нефтепродуктов 2019. Россия и СНГ»

Фактор модернизации

Почти десять лет российская нефтепереработка живет в состоянии тотальной модернизации. В 2011 году были подписаны четырехсторонние соглашения между 12 нефтяными компаниями, Федеральной антимонопольной службой (ФАC), Ростехнадзором и Росстандартом, по итогам которых началось глобальное переоснащение крупнейших отечественных НПЗ. Но если изначально для нефтяников главной задачей было улучшить качество нефтепродуктов и обеспечить выпуск топлива более высокого экологического класса, то сегодня речь идет уже о борьбе за эффективность и о повышении маржинальности каждого переработанного барреля за счет увеличения выхода светлых. А главными инструментами в этой борьбе становятся цифровые технологии.

-2

В «Газпром нефти» есть четкое понимание актуальных потребностей рынка и глобальных трендов. Модернизация НПЗ компании уже вышла на второй этап, задача которого — довести глубину переработки до 95% при 80%-м выходе светлых нефтепродуктов. Для этого и на омском, и на московском заводе будут построены несколько новых установок, в том числе гидрокрекинг вакуумного газойля и установки замедленного коксования. Модернизация позволит компании выйти в лидеры конверсии, избавившись от тяжелого остатка (так называемого низа барреля) и полностью прекратив производство высокосернистого мазута к 2025 году. Кроме того, «Газпром нефть» намерена нарастить выпуск автобензинов на 20% (относительно показателей 2018 года, составивших 8,86 млн тонн), увеличить производство керосина на 60%, дизельного топлива — на 40%.

-3

Планы компании коррелируют с фиксируемыми экспертами трендами развития российского рынка до 2030 года. По прогнозу Argus Consulting Services, в этот период ожидаются увеличение объемов переработки и рост выпуска нефтепродуктов на 4% (около 11 млн тонн). Структура выпуска нефтепродуктов существенно изменится за счет сокращения выпуска мазута и активной переработки вакуумного газойля в дизельное топливо, производство которого может увеличиться на 31 млн тонн. При этом также ожидается рост выпуска бензина — на 8 млн тонн в обозначенный период.

-4

«На фоне ожидаемого слабого роста внутреннего спроса основной прирост выпуска продукции будет направлен на экспорт. Здесь возникает множество вопросов, в том числе о том, куда реализовывать растущие объемы светлых нефтепродуктов. Если они пойдут на экспорт, то в каких объемах должна осуществляться его поддержка и каким образом это может повлиять на рынок транспортировки?» — рассуждает Сергей Агибалов, руководитель направления консалтинга по нефти и нефтепродуктам Argus Consulting. По мнению эксперта, в 2020 году динамику нефрепереработки будут определять три основных фактора: глобальная ценовая конъюнктура, модернизация НПЗ и налоговый маневр. Все это задаст вектор развития отрасли на ближайшее десятилетие.

Современный НПЗ

Если идти от общего к частному и подробно анализировать перспективные направления, способные в ближайшие годы оказать существенное влияние на отрасль, то разговор следует вести в первую очередь о нефтегазохимии. Это очевидная зона роста для нефтепереработки. По прогнозам экспертов, общемировой спрос на жидкие углеводороды к 2030 году вырастет примерно на 10%. При этом расти будет потребление именно нефтехимической продукции, в то время как спрос на остальные нефтепродукты останется прежним в пределах погрешности.

«Естественно, эти тренды не могут оставлять нас равнодушными, — отмечает директор дирекции нефтепереработки „Газпром нефти“ Михаил Антонов. — Мы должны правильно оценивать их с точки зрения развития собственного производства. Развитие нефтехимии на НПНЗ возможно за счет модернизации установок каталитического крекинга и строительства комплексов пиролиза. Кроме того, мы внимательно изучаем возможность использования газового сырья с месторождений „Газпрома“ для организации крупнотоннажной нефтехимии. Монетизация жидких углеводородов, ассоциированных с добычей природного газа — конденсата, ШФЛУ, метана, — это, по сути, еще один важный тренд, который мы наблюдаем сегодня в мире».

Огромный потенциал роста для нефтеперерабатывающих заводов также связан с повышением эффективности и управлением надежностью оборудования. Существенное влияние на экономические показатели производства здесь могут оказать: увеличение межремонтного пробега, сокращение количества нестыковок при проектировании, строительстве и техническом обслуживании производственных активов, обеспечение строгой управляемости и прозрачности проекта при проведении ремонтов и др. Как отмечают в «Газпром нефти», даже стабильное производство может найти зоны роста за счет перехода на новую модель принятия решений, внедрения цифровых двойников, автоматизации рутинных операций, организационных изменений.

Каталитический эффект

Еще одна важная для российской нефтепереработки тема сегодня — импортозамещение катализаторов. Каталитические системы используются во всех нефтеперерабатывающих процессах. При этом большая часть из них импортируется. И если, например, российские катализаторы каткрекинга могут успешно конкурировать с иностранными аналогами, то катализаторы гидрокрекинга полностью ввозятся из-за рубежа. Тем не менее серьезные наработки для замены импортных катализаторов на отечественные есть у «Газпром нефти» и у «Роснефти» — каждая из компаний специализируется на своем типе катализаторов.

«Мы полагаемся на собственные технологии по производству катализаторов, поскольку наша компания является ведущим производителем катализаторов крекинга в России, а сама фабрика по производству катализаторов ведет свою историю с 1965 года. За это время мы накопили серьезный опыт, а в последние пять-семь лет „Газпром нефть“ вдохнула в фабрику новую жизнь, были сделаны серьезные инвестиции в разработку каталитических систем», — говорит заместитель генерального директора «Газпромнефть — Каталитических систем» Александр Зайцев.

-5

Сегодня «Газпром нефть» активно сотрудничает с рядом научных институтов, занимаясь разработкой катализаторов каткрекинга, гидропроцессов, олигомеризации и ряда других. В частности, совместно с омским Институтом проблем переработки углеводородов СО РАН компания создает новые марки катализаторов каткрекинга. По своим рабочим параметрам они превосходят катализаторы ведущих мировых производителей. За счет замены импортных катализаторов каткрекинга на собственные на МНПЗ компания получает экономический эффект в размере 236 млн рублей в год.

Уже сейчас «Газпром нефть» обеспечивает катализаторами каткрекинга собственные НПЗ и часть продает сторонним заводам. Однако в планах компании — полностью обеспечить российский рынок отечественными катализаторами ряда процессов. Для этого в Омске к 2021 году будет построено новое инновационное производство . Проект уже получил статус национального. «Реализуя столь масштабный проект, мы прекрасно понимаем, что лишь строительства каталитического производства недостаточно, чтобы эффективно конкурировать с ведущими западными производителями. Для построения полноценного бизнеса мы выделяем четыре ключевых направления: разработка инновационных каталитических систем, производство, сервис и маркетинг», — подчеркивает Александр Зайцев. Представитель «Газпром нефти» отметил, что, хотя речь идет о строительстве одного из самых современных производств катализаторов в мире, тем не менее сервис является важнейшей составляющей бизнеса. «Это высокотехнологичные продукты, и здесь недостаточно просто продать катализатор, здесь важно оказывать высокоэффективную технологическую поддержку заказчика», — подчеркнул Александр Зайцев.

-6

Новое катализаторное производство «Газпром нефти» будет поставлять на российский рынок катализаторы не только каткрекинга, но и гидропроцессов. «Спрос на катализаторы гидрокрекинга — один из самых быстрорастущих, — отметил Александр Зайцев. — Есть большая потребность в данной продукции, так как к 2025 году в России планируется ввести в эксплуатацию более 10 новых установок гидрокрекинга». Разработанные «Газпром нефтью» катализаторы гидрокрекинга на опытных испытаниях продемонстрировали отличные рабочие качества. В частности, катализатор обеспечивает конверсию вакуумного газойля выше, чем образец ведущего западного производителя. Мощности нового омского производства катализаторов позволят полностью удовлетворить потребность национальной отрасли в катализаторах гидрокрекинга.

Кроме того, в компании делают серьезную ставку не только на производство новых, но и на реактивацию (иначе — восстановление) использованных катализаторов. «По сути, это такая зеленая технология, green technology, которая позволяет не утилизировать отработанные катализаторы, а повторно вовлекать их в производство», — подчеркнул Александр Зайцев.

Высокотехнологичное производство катализаторов «Газпром нефти», строительство которого началось в Омске, позволит полностью обеспечить потребности российских НПЗ в катализаторах вторичных процессов переработки. Совокупная годовая мощность производства составит 21 тыс. тонн: 6 тыс. тонн катализаторов гидрогенизационных процессов и 15 тыс. тонн катализаторов каталитического крекинга. Это катализаторы для ключевых процессов вторичной переработки нефти, которые обеспечивают производство моторных топлив стандарта «Евро-5».
Высокотехнологичное производство катализаторов «Газпром нефти», строительство которого началось в Омске, позволит полностью обеспечить потребности российских НПЗ в катализаторах вторичных процессов переработки. Совокупная годовая мощность производства составит 21 тыс. тонн: 6 тыс. тонн катализаторов гидрогенизационных процессов и 15 тыс. тонн катализаторов каталитического крекинга. Это катализаторы для ключевых процессов вторичной переработки нефти, которые обеспечивают производство моторных топлив стандарта «Евро-5».

Бункеровка без серы

Говоря о важных для отрасли трендах, невозможно не сказать о том, что с 1 января 2020 года вступят в силу новые требования Международной морской организации (англ. International Maritime Organization/IMO) к судовому топливу. Согласно им, судовладельцы будут иметь право использовать судовое топливо с содержанием серы более 0,5% только при наличии на судне систем очистки выхлопных газов, или скрубберов. Очевидно, что данные меры направлены на улучшение экологической ситуации в Мировом океане. Однако инициатива имеет и свои сложности, связанные с потенциальным ростом цен на судовое топливо и, как следствие, удорожанием грузоперевозок.

-8

Среди видов судового топлива, отвечающего новым требованиям, эксперты выделяют СПГ (сжиженный природный газ), как имеющий наилучшие перспективы, несмотря на то что переоборудование судов под СПГ требует серьезных инвестиций. «Помимо радикального уровня снижения выбросов, СПГ обладает также и другими преимуществами. По сути, является самым безопасным из используемых жидких моторных топлив, легче воздуха, не токсичен, не вызывает коррозию оборудования, что существенным образом продлевает срок работы судовых двигателей. Но, пожалуй, самым важным фактором для судовладельца при принятии решения о переходе на СПГ является его экономическая целесообразность, — считает генеральный директор компании „Газпромнефть Марин Бункер“ Алексей Медведев. — Здесь СПГ демонстрирует крайне хорошие показатели за счет большей теплотворной способности и конкурентоспособности по цене».

-9

Представитель «Газпром нефти» рассчитывает на общий положительный эффект от нововведений. Он полагает, что «обновление мирового флота даст судам на газотопливных двигателях ощутимый прирост, около 29% в год. При этом общий рост флота составит 9% в год». Также компания «Газпром нефть» ожидает прироста спроса на СПГ-бункеровку. По прогнозам, до 2030 года он составит от 10 до 40 млн тонн.

-10

Эксперты сходятся во мнении, что темпы роста числа судов на СПГ будут значительно опережать динамику роста мирового флота в целом. Понимая данный тренд, «Газпром нефть» в 2021 году планирует ввод в эксплуатацию пилотного судна — бункеровщика СПГ. Его грузовместимость составит 5,8 тыс. куб. метров. При успешной реализации проекта к 2030 году таких судов в эксплуатации у компании будет уже три.

Ранее мы писали о том, как меняется и от чего зависит спрос на нефть.

Оригинал статьи и другие материалы читайте в журнале:
www.gazprom-neft.ru/press-center/sibneft-online/