Найти тему
Совушкина лавка

«Нельзя» в жизни ребенка, или как правильно запрещать?

Оглавление

-Ну, сколько раз можно повторять, что так поступать НЕЛЬЗЯ?!

Знаете, что мне недавно дочка ответила?

-Мама, я ТАК не понимаю!

И я ооочень удивилась, потому что слова «нет» и «нельзя» дети могут понимать с 6-9 месяцев.

-А как я должна сказать, чтобы тебе было понятно? - кую железо, пока горячо.

-Доченька моя любимая, пожалуйста, сделай это по-другому, - отвечает 4-х летний ребенок.

И тут я вспомнила, что сейчас и в самом деле много говорят о том, что нельзя говорить ребенку «нельзя». А почему? Психологи заметили, что это слово просто магически действует на ребенка (вместе со словом «нет»), при этом некоторые детки могут замыкаться в себе, сильно капризничать, обижаться, плакать, проявлять агрессию.

А когда слышишь по сто раз на дню про:

- не лезь в воду, не ходи в грязь,

-никаких мультиков, не ешь сладости, гулять не пойдешь…

Тут и взрослый бы возмущался, наверное: никакого уважения к свободе личности, а где внимание к потребностям, а эмпатия?

Что советуют психологи

Психологи советуют вместо нельзя (или вместе с ним, если уж вырвалось по привычке) давать ребенку спокойное объяснение, почему так делать не стоит:

  • это опасно для твоего и чужого здоровья;
  • это неприятно слышать твоим друзьям;
  • брать чужие вещи без спроса – это похоже на воровство, а оно наказуемо;
  • сейчас нужно выбрать более важное дело… и т.д. в зависимости от ситуации.

Вы уже пробовали заменять «нельзя» такими объяснениями? У меня не всегда получается (особенно, если я уже на взводе). А вот со словом «нет» у нас вроде ситуация уже нормализовалась. У нас есть волшебная фраза: «Я подумаю об этом» или «Посмотрим, как будет складываться». Это и про очередную игрушку, и про прогулки, и про пойти в гости, и много чего еще, что не входило в мои планы, но вдруг отчаянно захотелось детям.

Фразочки помогают взять тайм-аут: ребенку отвлечься и переключиться, а родителю не давать ответа впопыхах, а подумать после, в спокойной обстановке. А у вас есть такие волшебные фразы-отвлекалки?

Вообще психологи говорят, что слова «нет» и «нельзя» могут

  • развить у ребенка страх перед обществом и осуждением,
  • снизить самооценку ребенка,
  • отбить познавательный интерес,
  • сформировать неуверенность в себе, помноженную на страх и чувство тревоги (в случае, когда ребенку «нельзя» проявлять эмоции),
  • провоцировать обратное действие. Вы замечали такой парадокс? Ребенок как будто не слышит слово нельзя в вашем запрете: «Нельзя бросать еду на пол» - весь пол в каше!

Что же делать?

  1. Создать для ребенка безопасную среду, в которой вам не придется повторять бесконечные «нельзя».
  2. Как продолжение – создать среду, комфортную для творчества: место, где можно с удовольствием рисовать, лепить, резать и рвать.
  3. Покажите своим примером, как действовать безопасно, будь то ножницы, ящики, чужие вещи или отношения вообще (зависит от возраста ребенка и актуальной проблемы).
  4. Обсудите с ребенком запрет. Объясните, что в вашей семье существует такое правило и для общего спокойствия и комфорта нарушать его нельзя. Смешно, но у нас даже для взрослых есть правило: заходить домой не позже 23.00. Конечно, дети не гуляют так поздно, но и взрослые не позволяют себе «загуляться».
  5. Переключать внимание ребенка на то, что ему можно: нельзя сейчас на улицу, зато можно порисовать, поиграть, посмотреть всей семьей сказку; нельзя трогать папин ноутбук, зато можно взять коробку с интересными мелочами (есть такая в маминых запасах – с нитками, лоскуточками, шишками прочими редкостями).
  6. Будьте единым фронтом! Ничто так не портит отношение в семье, как ситуация «у папы – нельзя, пойду, спрошу у мамы (бабушки, дедушки)». Если такое происходит, запреты не будут действовать вообще. И даже если человек, который все время разрешает запрещенные чупа-чупсы сам попробует что-либо запретить, то у него это уже не выйдет, к сожалению.
  7. Не поддаваться на провокации. Если что-то делать действительно нельзя, значит нельзя никогда. Да, вы уже объяснили почему, и что из этого может выйти. Но нельзя – это нельзя: пальцы в розетку – нельзя, тянуть кошку за хвост – нельзя, причинять боль младенчику – нельзя. И если ребенок еще мал и не может перенести «нельзя» из прошлой ситуации в новую, следует ему об этом напомнить: «Помнишь, мы говорили, почему не стоит мучить кошку?». И предложить альтернативу: «Давай лучше займемся… А посмотри, какой у тебя есть…»