Найти тему
#КиноПросмотрено

Реквием по мафии от Мартина Скорсезе: рецензия на "Ирландец"

«Ирландец» (драма), Мартин Скорсезе, США, 2019

Смотреть или не смотреть «Ирландец»? Этим вопросом не задается киноман, потому что знает, Мартин Скорсезе плохих фильмов не снимает. Анонсируемая новинка, которую с нетерпением и благоговейным придыханием ждал весь синематограф, вышла в прокат. Почти четыре часа полноэкранного художественного блаженства, детально прописанных диалогов, хладнокровных эмоций, звездной актерской игры, подробнейшего жизнеописания и жестокой философской морали в финале — Скорсезе не изменил себе и своему таланту, создав еще один визуальный шедевр, разрушив все романтические стереотипы об американских гангстерах и мафиози 60-х годов прошлого века. Бюджет фильма, снятый кинокомпанией Netflix, превысил 150 миллионов долларов. В фильме были применены уникальные инновационные технологии омоложения актеров и собран воистину звездный десант актеров, которые в слаженной игре современности показали высший пилотаж академического кино.

Фильм-повествование похож на неспешный мемуарный рассказ старика Фрэнка Ширана (Роберт Де Ниро).  Герой, сидя в инвалидном кресле, переосмысливает свою жизнь и те события, которые подняли его на вершину славы преступного мира, но лишили много другого, что оказалось невосполнимой утратой в завершении жизненного пути.  Когда-то Фрэнк был простым водителем рефрижератора. Фатальное стечение обстоятельств приводит его к знакомству с местным криминальным авторитетом Расселом Буфалино (Джо Пеши), который предлагает повысить свой профессионализм и стать «маляром» в мафиозной группировке. Только вот маляр — это не тот, кто придает новый колор стенам, а тот, кто раскрашивает фасады зданий кровью несогласных платить дань преступному миру.  Став киллером по кличке Ирландец, Фрэнк становится верным и преданным другом, телохранителем второго человека в США после президента — Джимми Хоффа (Аль Пачино), знаменитого профсоюзного деятеля и неоспоримого лидера преступных кругов. Будучи правой рукой Джимми, Ширан сопровождает не только теневые махинации, но и становится участником серьезных политических интриг, где за благосостоянием американского народа непременно стоит мошенничество с пенсионными фондами, происходит передел власти и внедрение нужных людей в правительство Америки.

Здесь много долгих и даже занудных диалогов-рассуждений, например, о рыбе или чужих лопоухих ушах. Они кажутся назойливо лишними и растягивающими хронометраж, но если смотреть внимательнее, через эти диалоги, как сквозь режиссерскую лупу, показаны все сложности эпохи 50–60-х годов прошлого столетия, где за яркими вывесками скрываются настоящие аферы и тщательно спрятанные трупы неугодных.

Когнитивный диссонанс, плавно перетекающий в экзистенциальный кризис не покинет вас на протяжении всей картины. Путешествие в мир чужих страхов и преступлений наряду с эмоциональными переживаниями героев швыряют вас о стены несправедливости и жестокости, беспринципности чьей-то реальности. Извращенные понятия чести и морали, жажда роскоши и построение империи стоимостью миллиарды долларов все равно закончатся простым исходом: «Ничего невозможно унести с собой на тот свет».

«Ирландец» — это непридуманная история, ее действующие лица существовали в действительности. Здесь много личного, построенного на живых свидетельствах и рассказах. Анализируя жизни членов банды, Скорсезе будто подводит итоги и собственного творчества, говорит о неизбежности и невозможности получения искупления за свои поступки даже когда очень хочется получить прощение и понимание.

Крестный отец фильма: «Можно захватить мир. Можно всю жизнь упиваться славой и богатством, не переживать о предательстве, нюхать кокаин и принимать ублажение от женщин. Но что это может значить теперь, когда твой позвоночник разваливается на части, и ты не можешь без посторонней помощи вылезти из инвалидного кресла».

Читать о том, что интересно смотреть