«Ирландец» (драма), Мартин Скорсезе, США, 2019
Смотреть или не смотреть «Ирландец»? Этим вопросом не задается киноман, потому что знает, Мартин Скорсезе плохих фильмов не снимает. Анонсируемая новинка, которую с нетерпением и благоговейным придыханием ждал весь синематограф, вышла в прокат. Почти четыре часа полноэкранного художественного блаженства, детально прописанных диалогов, хладнокровных эмоций, звездной актерской игры, подробнейшего жизнеописания и жестокой философской морали в финале — Скорсезе не изменил себе и своему таланту, создав еще один визуальный шедевр, разрушив все романтические стереотипы об американских гангстерах и мафиози 60-х годов прошлого века. Бюджет фильма, снятый кинокомпанией Netflix, превысил 150 миллионов долларов. В фильме были применены уникальные инновационные технологии омоложения актеров и собран воистину звездный десант актеров, которые в слаженной игре современности показали высший пилотаж академического кино.
Фильм-повествование похож на неспешный мемуарный рассказ старика Фрэнка Ширана (Роберт Де Ниро). Герой, сидя в инвалидном кресле, переосмысливает свою жизнь и те события, которые подняли его на вершину славы преступного мира, но лишили много другого, что оказалось невосполнимой утратой в завершении жизненного пути. Когда-то Фрэнк был простым водителем рефрижератора. Фатальное стечение обстоятельств приводит его к знакомству с местным криминальным авторитетом Расселом Буфалино (Джо Пеши), который предлагает повысить свой профессионализм и стать «маляром» в мафиозной группировке. Только вот маляр — это не тот, кто придает новый колор стенам, а тот, кто раскрашивает фасады зданий кровью несогласных платить дань преступному миру. Став киллером по кличке Ирландец, Фрэнк становится верным и преданным другом, телохранителем второго человека в США после президента — Джимми Хоффа (Аль Пачино), знаменитого профсоюзного деятеля и неоспоримого лидера преступных кругов. Будучи правой рукой Джимми, Ширан сопровождает не только теневые махинации, но и становится участником серьезных политических интриг, где за благосостоянием американского народа непременно стоит мошенничество с пенсионными фондами, происходит передел власти и внедрение нужных людей в правительство Америки.
Здесь много долгих и даже занудных диалогов-рассуждений, например, о рыбе или чужих лопоухих ушах. Они кажутся назойливо лишними и растягивающими хронометраж, но если смотреть внимательнее, через эти диалоги, как сквозь режиссерскую лупу, показаны все сложности эпохи 50–60-х годов прошлого столетия, где за яркими вывесками скрываются настоящие аферы и тщательно спрятанные трупы неугодных.
Когнитивный диссонанс, плавно перетекающий в экзистенциальный кризис не покинет вас на протяжении всей картины. Путешествие в мир чужих страхов и преступлений наряду с эмоциональными переживаниями героев швыряют вас о стены несправедливости и жестокости, беспринципности чьей-то реальности. Извращенные понятия чести и морали, жажда роскоши и построение империи стоимостью миллиарды долларов все равно закончатся простым исходом: «Ничего невозможно унести с собой на тот свет».
«Ирландец» — это непридуманная история, ее действующие лица существовали в действительности. Здесь много личного, построенного на живых свидетельствах и рассказах. Анализируя жизни членов банды, Скорсезе будто подводит итоги и собственного творчества, говорит о неизбежности и невозможности получения искупления за свои поступки даже когда очень хочется получить прощение и понимание.
Крестный отец фильма: «Можно захватить мир. Можно всю жизнь упиваться славой и богатством, не переживать о предательстве, нюхать кокаин и принимать ублажение от женщин. Но что это может значить теперь, когда твой позвоночник разваливается на части, и ты не можешь без посторонней помощи вылезти из инвалидного кресла».