В России нет крупных семейных предприятий с долгой историей. Традиция семейного бизнеса, когда предприятие передается от отца к сыну, при этом растет и завоевывает новые рынки, начинает возрождаться только сейчас. Тогда как в Германии семейный бизнес десятилетиями переходит из поколения в поколение, гарантируя стабильную работу сотрудникам и неизменное качество товара. Но основное, что позволяет добиваться долгоиграющего успеха в бизнесе — это постоянные вложения в инновации.
Retail.ru побывал на семейном предприятии Kärcher в Штутгарте, где владельцы до 10% прибыли реинвестируют в производство. Рассказываем, какие технологии используются на заводе и как владельцы бизнеса добились, что в Германии стало производить товар выгоднее, чем в Китае.
Компания Kärcher была основана в 1935 году в Штутгарте Альфредом Керхером. Первое время она выпускала отопительные приборы. Основное, что дало успех основателю бизнеса и прославило его фамилию на весь мир — это новое изобретение. В 1950 году Альфред Керхер совершил прорыв в технологиях очистки, разработав первую в Европе мойку высокого давления с подогревом воды. Сам аппарат стали называть по имени основателя — керхером. Так компания переключилась на производство клинингового оборудования для профессионалов и простых хозяек.
С момента основания предприятия прошло 84 года. Несколько лет назад руководство планировало перенести завод в новое место, поскольку на старой территории он уже не помещался. Но по соседству обанкротилась черепичная фабрика и тем самым спасла Kärcher от переезда. Kärcher выкупил соседнюю территорию в 2012 году, и построил на его месте выставочный центр и офисное здание, где сейчас работают более 3 000 сотрудников, занимающихся управлением по всему миру и 1 000 человек, развивающих компанию в Германии.
Сейчас компания имеет собственные подразделения в 70 странах мира, владеет заводами в Германии, Италии, Румынии, Китае, Малайзии, Бразилии, Мексике, США, однако сын основателя — Йоханнес Керхер и сейчас живет в доме на территории завода и участвует в управлении компанией.
На старой территории традиционно находится бюро разработчиков. И тут можно увидеть то, что обычно не использует никто из производителей чистящего оборудования — лабораторию прототипов. Оборудовать такую лабораторию стоит достаточно дорого и позволить себе это могут обычно крупные холдинги, например, производители автомобилей. Но поскольку большая часть прибыли на предприятии инвестируется в развитие, то в Kärcher решили самостоятельно заниматься разработкой и сборкой прототипов новых устройств.
Раньше модель вырезалась из полимера, шлифовалось, дорабатывалась — на это уходило минимум 3 месяца. Все изменилось в 1991 году, когда компания купила первый 3D-принтер, совершенно новое оборудование для того времени. Технология позволила сократить время на производство нового прототипа с 3 месяцев до 3 недель. Минус технологии в том, что 3D-принтер не мог произвести герметичные устройства, которые можно было бы сразу же проверить в работе. Так что сейчас Kärcher создает прототипы по совершенно другой, лазерной, технологии.
Техника, произведенная при помощи 3D-принтера выглядит так же, как выпущенная на конвейере.
К сожалению, фотографировать это оборудование не разрешается. Его работа выглядит так: стоит резервуар с порошком, лазерный луч сканирует поверхность слоя порошка, и на определенной длине волны его запекает. Поверх запекшегося слоя наносится новый — так лазер выпекает слой за слоем. После завершения процесса платформа с изделием поднимается, и неиспользованный порошок выдувается сжатым воздухом.
Технология позволяет произвести изделия практически любой формы за один шаг, без склейки, например, модель самолета, шар в шаре. С ее помощью создают модели с разными структурами и цветами. Например, когда делали устройство для очистки стекол, на середине процесс остановили, поставили внутрь мотор, а затем завершили процесс.
Еще один лазерный 3D-принтер специализируется на создании изделий разной структуры (например, твердой или мягкой, резинистой) и цвета. В нем стоит 8 картриджей разных цветов. Принтер способен за один шаг сделать не одну деталь, а сразу всю конфигурацию модели, состоящую из нескольких (до сотни) деталей. В лаборатории прототипов установлены несколько подобных лазерных 3D-принтеров. Часто их оставляют работать на выходные, а в понедельник сотрудник приходит, сдувает песок с получившейся детали, достает ее из принтера и начинает с ней работать.
Насколько важно, как звучит пылесос? Оказывается, важно. В Германии, особенно южной, любят чтобы пылесос звучал громче — соседи должны слышать звуки уборки, особенно когда жители в порядке очереди каждую субботу убирают общую территорию. Японцы же, напротив, не любят шумную технику. Для отелей тоже нужны тихие пылесосы. К тому же звук не должен быть раздражительным для человеческого уха, ведь даже негромкий звук может быть визгливым и неприятным.
Звуковая лаборатория тестирует новые модели и отправляет их на доработку. Небольшое помещение полностью звукоизолировано пористыми кеглями, оборудовано высокочувствительными микрофонами, расположенными по кругу. Новое изделие, которое прошло стадию прототипа, тот же пылесос, ставится в центр. Чтобы получить звук, который слышит человеческое ухо, в лаборатории симулирован силуэт человека с имитацией ушных раковин, воспроизводящих проход звука по черепной коробке. Лазерные указки показывают, куда ставить микрофоны. Трехмерная картинка звука отправляется разработчикам с рекомендациями, что нужно переделать и в какой части устройства (насос, мотор и т. п.).
Лаборатория материалов. Здесь проходят тесты материалы, из которых изготавливается продукция Kärcher: металл, сталь алюминий, бронза и полимеры. Корпуса из полимеров компания делает самостоятельно, но сырье закупает у поставщиков и тестирует произведенный из него материал.
Например, две одинаковые пластины фирменного желтого цвета помещают на несколько недель под ультрафиолетовое излучение и наблюдают — одна выцветает, а другая нет. Или тест на ударопрочность: в закрытый прозрачный короб кладут пластину и ударяют по ней молотом. Ломается — материал не подходит, слегка гнется — с этим материалом можно работать. На основании этих тестов компания принимает решение, у кого закупать материал.
Kärcher владеет несколькими заводами, где на конвейере отливаются и собираются аппараты. Завод в Штутгарте — это по сути мозг всей компании — здесь разрабатываются и тестируются новые модели, придумываются стратегии, внедрятся инновации. Но также здесь собираются модели по индивидуальным заказам. На фото — цех, где производятся корпуса для поломоечных машин. Один корпус отливается 45 минут. Принцип такой — в форму засыпается порошок, затем он нагревается и спекается.
Индивидуальные заказы (а в одной машине может быть 40 тыс. вариантов сборки) собираются вручную. Если заказ поступил с утра, то к обеду машина будет собрана. Но, как ни странно это звучит, даже ручная сборка здесь автоматизирована. Утром, приходя на работу, сборщик берет тележку, получает заказ, считывает его на чип — теперь вся информация о заказе появляется у него на компьютере, встроенном в тележку — и идет собирать детали сборки. Сборщик идет по ряду со стеллажами, где хранятся комплектующие, каждый ящик оснащен лампочками-подсказками трех цветов — зеленый, синий и красный. Зеленый — надо взять деталь, синий — деталь уже положена в тележку, красный — из этого ящика брать не надо. За смену одна команда сборщиков собирает 8 машин.
Рядом с заводом находится неотапливаемый склад комплектующих. И как только в ящике у сборщика заканчиваются какие-либо детали, сборщик кладет пустой ящик на конвейер, все ящики собирает маленький поезд и отвозит на склад, взамен привозит ящики с нужными деталями.
Кроме головного офиса и предприятия с ручной сборкой, в Германии у Kärcher еще 3 завода: сборка, металлообработка и производство моющих средств, где трудятся еще 1 080 человек. Производство автоматизировано по-максимуму, поэтому владельцы считают, что перенос заводов в Китай или Юго-Восточную Азию не сможет удешевить производство.
В головном офисе много сотрудников, работающих по свободному графику. Не важно, когда человек приходит на работу, он должен проработать 8 часов. И когда мы пришли в офис в пятницу в 5 вечера, там уже почти никого не было. Дело в том, что немцы любят приходить на работу пораньше, чтобы вечером к 18 – 19 часам, до пробок, уже быть дома. Многие приезжают на работу за 50–100 км, в Германии удобные автобаны и поезда, поэтому такое расстояние здесь не помеха.
Краш-тесты. Новые модели проверяют на прочность для работы в разных климатических условиях. Но для этого их не обязательно везти в заполярье или на экватор. Например, есть холодильная камера, имитирующая климат Финляндии или России. Туда помещается, например, поломоечная машина, замораживается, а затем, после разморозки, проверяется на работоспособность, смотрят, нет ли трещин на корпусе. В другой камере устройство нагревают до 55 градусов, имитируя климат в ОАЭ, и смотрят, как ведет себя пластик, не плавится ли, все ли функции работают.
Отдельная территория оборудована для тестов новых устройств на прочность в процессе работы. Например, для поломоечных машин имитируется ситуация столкновения с бордюром, со стеной, работа на неровной поверхности, с люками, на поверхностях с различными покрытиями. Проверяется реальная нагрузка на шасси, смотрят на износостойкость модели перед тем, как отправить ее в конвейерное производство.
Kärcher постоянно работает над тем, чтобы оборудование отвечало требованиям рынка. Одну из последних новаций компания представила в сентябре 2019 года — это новые аккумуляторы Karcher Battery Power с напряжением 18 и 36 В.
Аккумуляторная техника — один из приоритетов развития Karcher. Она удобна в использовании и экологична, ее можно использовать взамен той, что работает от электричества или на бензиновых двигателях. Сейчас Karcher работает над увеличением производительности аккумуляторов. Достижения такие: профессиональный аппарат высокого давления с двумя аккумуляторами 36 В работает до 30 минут. Газонокосилка с одним аккумулятором работает 20 минут, а с двумя — 40 минут. Новые аккумуляторы взаимозаменяемы и подходят для любого устройства Karcher, а это более чем 40 видов инструментов бытового и профессионального использования.
Ольга Крыкова, Retail.ru
Статья относится к тематикам: Retail, Зарубежный опыт торговли, Марка. Бренд, Товар на полку, Стратегическое планирование, Организация бизнеса
Источник: Retail.ru
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и Яндекс.Дзен , чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.