Нью-Йорк сейчас переживает невиданный строительный бум. Скайлайн города меняется с каждым годом, обрастая ультрадорогими жилыми небоскрёбами, а промышленная архитектура становится центром притяжения.
В этом перенасыщенном информацией и архитектурой городе мы выбрали 10 объектов, построенных за последние 10 лет, которые стоят того, чтобы увидеть их своими глазами.
Жилой небоскрёб New York by Gehry
- Год: 2011.
- Архитектор: Фрэнк Гери.
Почерк Фрэнка Гери, автора музея Гуггенхайма в Бильбао и Fondation Louis Vuitton в Париже, при взгляде на его здания считывается мгновенно. Смотря на жилой небоскрёб New York by Gehry, можно тренировать креативное мышление: его отполированные стальные фасады напоминают то складки ткани, то волны. Проектируя это здание, Гери стал первым архитектором, кто использовал CATIA — популярную сейчас программу для 3D-моделирования. Потом архитектурные критики писали, что 8 Spruce St стал символом перехода к цифровой эпохе в архитектуре.
Транспортный узел Oculus
- Год: 2016.
- Архитектор: Сантьяго Калатрава.
Транспортный узел Oculus соединяет Нью-Джерси с Манхэттеном и обеспечивает пешеходный переход к башням Всемирного торгового центра. За три года с момента открытия он стал символом Нью-Йорка и обязательной деталью инстаграмов туристов. Испанец Сантьяго Калатрава говорил, что образ для будущего здания ему подсказала птица, которую выпускает из рук ребёнок. Он назвал Oculus своим подарком Нью-Йорку, хотя жители такому дорогому подарку были не рады. В процессе строительства стоимость объекта выросла с 2,7 млрд до 5,2 млрд $. Теперь Oculus носит титул самого дорогого железнодорожного вокзала в мире.
Университет Cooper Union
- Год: 2009.
- Архитектор: Том Мейн.
Лауреат престижной Притцкеровской премии 2005 года Том Мейн известен своими деконструктивистскими, внешне аггрессивными проектами. Неудивительно, что здание легендарного университета Cooper Union называют либо «самым уродливым», либо «самым прекрасным» среди новой архитектуры города. Сам Мейн в своих интервью не раз говорил, что создание чего-то нейтрального означало бы для него провал. Его вдохновляют незаконченные конструкции и смещённые линии.
В Cooper Union, где готовят будущих художников, инженеров и архитекторов, таких примеров асимметрии много. Перфорированные стальные панели на фасаде здания производят впечатление незаконченного, но вместе с тем очень целостного объекта. Атриум соединяется с девятью этажами с помощью переходов, «закутанных» в стальные трубчатые конструкции. Почти сразу после открытия здание получило сертификат энергоэффективности и экологичности LEED Platinum за энергосберегающий фасад, технологии по использованию дождевой воды для полива растений и низкие выбросы углекислого газа.
Склад для соли в Сохо
- Год: 2015.
- Архитекторы: WXY, Dattner Architects.
Одно из самых фотографируемых зданий в районе Tribeca — склад для соли, принадлежащий городским коммунальным службам. Спроектированный в форме кристалла соли с гранёными бетонными плоскостями, он ещё и технологически грамотно сделан. Форма здания и угол наклона стен позволяют грузовикам, которые перевозят противогололёдную соль, легко заезжать внутрь. Нью-Йорк не был бы Нью-Йорком, если бы не использовал такие объекты в искусстве и моде. Так, культовое сооружение часто мелькает в fashion-съёмках. В 2015 году Heron Preston проводил здесь показ коллекции униформы для санитарного департамента Нью-Йорка.
The Shed
- Год: 2019.
- Архитекторы: Diller Scofidio + Renfro, Rockwell Group.
The Shed — тот редкий пример, когда идея и программа здания родились сначала в голове архитекторов, а спустя 10 лет воплотились в жизнь. И не где-нибудь, а на территории крупнейшего за всю историю Нью-Йорка девелоперского проекта Hudson Yards. Расположенный на западе Манхэттена The Shed — культурный центр, где в ближайшие годы будет происходить всё самое крутое в сфере современного искусства, театра, кино и музыки.
Знаковость The Shed в его технологической начинке: это лучшее, что можно представить в современной трансформируемой архитектуре. К основному восьмиэтажному зданию примыкает движущаяся платформа, которая за пять минут отодвигается от него, увеличивая площадь сооружения почти вдвое. Образовавшееся пространство открывает возможности для десятков сценариев: от концертов до театральных постановок и гигантских инсталляций.
Vessel
- Год: 2019.
- Архитектор: Томас Хизервик.
Прямо напротив The Shed вырос ещё один знаковый объект. Vessel, что переводится как «сосуд», формой и цветом больше похож на улей или кедровую шишку. Это открытая смотровая площадка гексагональной формы, состоящая из 154 лестничных пролётов и 2500 ступеней.
Стивен Росс, девелопер Hudson Yards, вёл переговоры о создании символа района Hudson Yards с самыми дорогими современными художниками и скульпторами — Анишем Капуром, Джеффом Кунсом и Ричардом Серра, пока кто-то из коллег не посоветовал ему эксцентричного британца Томаса Хизервика. Это он был автором сумасшедшего павильона Великобритании на ЭКСПО-2010. Vessel уже получил свою порцию критики: от архитекторов — за «избыток архитектуры» и от посетителей — за отсутствие скамеек. Как бы там ни было, это один из самых посещаемых объектов в Нью-Йорке.
О самом большом жилом здании Нью-Йорка и интересном проекте в Гарлеме ты можешь прочитать тут.
Водоочистная станция Newtown Creek
- Год: 2010.
- Архитекторы: Ennead Architects.
Самая крупная из нью-йоркских очистных станций — пример диалога властей с людьми и того, как промышленная архитектура может стать центром притяжения. В ходе реконструкции и расширения завода, против которого протестовали жители Бруклина, местные власти привлекли к работе не только архитекторов, но и ландшафтных дизайнеров, специалистов по свету и скульпторов. Результат — на Newtown Creek водят экскурсии, на территории вокруг станции открыт променад с инсталляциями современных художников, а влюблённые назначают свидания в окружении футуристических резервуаров, подсвеченных вечером синим цветом.
Центр реагирования на чрезвычайные ситуации PSAC II
- Год: 2016.
- Архитекторы: Skidmore, Owings & Merrill (SOM).
Здание идеальной кубической формы, в котором располагается нью-йоркский Центр реагирования на чрезвычайные ситуации, — современная версия крепости с амбразурами и рвом. Власти Нью-Йорка объединили в одном месте в Бронксе важнейшие городские департаменты — полицейский, пожарный и медицинский, чтобы эффективнее справляться с масштабными ЧС.
Из соображений безопасности на фасаде есть лишь несколько длинных узких окон. Вокруг здания ландшафтные дизайнеры возвели защитный барьер. Близко рассмотреть детали не получится, но даже на расстоянии металлический куб впечатляет брутальностью и невесомостью одновременно.
Нью-Йорк, который всегда был известен консервативной архитектурой, стремительно меняется: город привлекает архитекторов со всего мира, и они перепридумывают его образ. И теперь это не только мировая финансовая столица, но и центр современного искусства и дизайна. Эти 10 зданий — подтверждение того, как глубоко архитектура взаимопроникает в искусство.