Арктика – один из немногих регионов мира, где Россия является безусловным лидером. Около 30% ВВП России производится в Арктике, за полярным кругом находятся мощные российские порты, гигантские промышленные предприятия. Россия контролирует Северный морской путь, имеет самый мощный в мире флот ледоколов. Мало того, у нашей страны имеются реальные возможности упрочить свои позиции в арктическом регионе. Создаются климатические условия для развития конкурентного транспортного коридора, имеются шансы существенно расширить российскую зону арктического шельфа.
Позиция США в Арктике
Как известно, американцев сильно раздражает чье-то лидерство, они терпеть не могут проигрывать и догонять. Их типичный ответ – обострение отношений с лидером, намеренное провоцирование конфликта. Однако, прямое столкновение с Россией не входит в планы США, а организовать хаос и устроить очередную «войнушку» в регионе, посредством каких-нибудь арктических «игил», не представляется возможным.
США, к великому изумлению американских патриотов, проигрывают в Арктике, попали в положение «догоняющих», находятся в политическом «цейтноте», когда время поджимает, а простых и эффективных решений проблемы нет. Тем не менее, как заявил американский военно-морской экс-министр Р. Спенсер: "США стремятся расширить свое присутствие в Арктике в условиях конкуренции с Россией и Китаем".
Меры США по сдерживание России в Арктике:
- обеспечение в Арктике режима «Свободного судоходства»;
- проецирование военной силы на арктический регион, систематическое проведение военных учений;
- форсированная модернизация военно-морского флота, обеспечение его способности действовать в условиях Арктики;
- противодействие попыткам России расширить свою зону арктического шельфа.
Конфликт из-за режима «Свободного судоходства»
У России и США имеются серьезные противоречия во взглядах на правовой режим прохода гражданских судов и военных кораблей по Северному морскому пути. Россия считает, что такой проход должен носить характер РАЗРЕШИТЕЛЬНЫЙ и ПЛАТНЫЙ, так как 90% этого транспортного коридора проходит в российских внутренних водах.
США же настойчиво заявляют о режиме «Свободного судоходства» на Северном морском пути (СМП) и о своем праве проводить суда и корабли в любое время бесплатно и без уведомления России. Летом 2019 года, США даже собирались отправить по Северному морскому пути американский корабль (или группу кораблей). Следует отметить, что в 1964 году подобный инцидент уже имел место и два американских корабля были остановлены при попытке прохода по СМП советскими пограничными кораблями. Назревал серьезный конфликт. В итоге все ограничилось символическим прохождением в сентябре 2019 года французского судна тылового обеспечения «Рона» за пределами российских внутренних вод.
Вместе с тем, все заинтересованные страны подчиняются правилам, установленным Россией на Северном морском пути. По итогам 2018 года российскими властями было выдано 792 разрешения на плавания в акваториях СМП, в том числе 91 разрешение судам под иностранным флагом. Плата за проход составляет от 5 до 30 долларов за одну тонну водоизмещения судна.
Проецирование военной силы США и НАТО на арктический регион
Арктика, в последнее время стала ареной поведения широкомасштабных военных учений США и НАТО. В 2018 году в арктических районах, прилегающих к Норвегии и архипелагу Шпицберген, проходили военные учения «Соединение трезубца 2018». На этих учениях США и НАТО осуществляли развертывание в районе «входа» на Северный морской путь до 30 батальонных групп сухопутных войск, 30 боевых кораблей, 30 эскадрилий ВВС за 30 дней.
В сентябре 2019 года прошли крупные учения Объединенных военно-морских сил НАТО «Ярость кортика -2019» в водах Северной Атлантики, прилегающих к Гренландии и северным провинциям Канады. В этих учениях были задействованы большие силы ВМС из восьми стран НАТО.
Также в сентябре 2019 года, прошли учения «Упражнение по экспедиционным возможностям в Арктике -2019» на восточном фланге Северного морского пути» – в районе Алеутских островов, Центральной и Южной Аляски. В этих учениях участвовали 3 тыс. морских пехотинцев и корабли 3-го и 7-го флотов ВМС США. Они в течение двух недель отрабатывали способы действий «в оспариваемых США районах Заполярья».
Следует отметить, что перечисленные учения США и НАТО проходят в ключевых районах, прилегающих непосредственно к трассе Северного морского пути. Эти учения демонстрируют готовность США и НАТО перекрыть этот новый транспортный коридор в случае необходимости.
Делаем выводы?
Таким образом, исключительно высокая ценность арктического региона сочетается с низкой степенью урегулированности спорных вопросов между Россией и США. Арктика стремительно становится одной из наиболее конфликтных зон на карте мира. Главным «режиссером» зарождающегося «арктического конфликта», совершенно не скрываясь, являются США, стремящиеся сдерживать "арктическое лидерство" России и укрепить свои позиции в Арктике.
Спасибо за внимание...