Найти тему
Любовь Жаркова

Толя

Фото: Яндекс
Фото: Яндекс

В советское время людей, вышедших из мест заключения, обязывали устроиться на работу. Для этого им предлагали несколько рабочих мест. Так и появился в нашем цехе Толя. Он провел в тех местах 17 лет. За что он отсидел мне не известно. Да и интересоваться не хотелось. Толя был ростом под 2 метра. Косая сажень в плечах, мощная фигура, все говорило в нем о наличии огромной физической силе. Потому и поставили его на сортировку керамических канализационных труб. Такая труба весила за 60 кг. Ее нужно было снять с обжиговой вагонетки, перенести и уложить в специальный контейнер. Этот контейнер вывозился электрокаром на склад. Не всякий был способен на такую работу. Толя за день вручную перекидывал не одну тонну продукта. При этом он не выглядел уставшим или утомленным. После смены под душ и в общежитие. Все было хорошо, пока не получил первую зарплату. А была она у него по тем временам запредельно высокой.

Был солнечный весенний день. У Толи был выходной. Через день ему нужно было выходить в ночную смену. Ко мне в кабинет прибежали рабочие. Они были взволнованны и кричали. Толя пришел в цех. Он был сильно пьян и, как говорили, сошел с ума. Схватил длинный стальной прут. Угрожая всем на пути, орал, что убьет Винникову. В то время Винникова работала старшим мастером. У нас с ней была весьма работоспособная команда. Она знала всех рабочих. Кто где живет, с кем спит. В случае экстремальной ситуации где кого искать. В совершенстве владела организацией труда и знаниями технологии. У нее был высокий и слегка визгливый голос. Когда она эмоционально объясняла кому-нибудь, что нужно делать и как, то ее слышали все в цехе площадью в 3 га, наполненного производственным шумом. Именно ее решил убить наш неуравновешенный и вспыльчивый Толя.

Я спустилась в цех. Пошла к слесарям, к электрикам. Пыталась уговорить их вывести Толю из цеха. Но они боялись. Спрятались по щелям. Ответственность за все происходящее в цехе было на мне. Да и нужно же было кому-то решить эту ситуацию. Толя шел вдоль прессов. Стальной прут он поднял над головой. Глаза его были безумны, а рот перекошен оскалом зверя. Было очень страшно. Внутри вдруг все опустело и потемнело. Но сделав удивленное лицо, я заговорила с ним. "Толя, привет! А что ты здесь делаешь? У тебя же выходной". Услышав спокойный и дружелюбный тон, он остановился. Толя возвышался на до мной, как гора. Я едва доставала до его груди. Он размахивал прутом и крутил головой. Но быстро спохватился и снова заорал: "Убью Винникову!" И в этот момент у меня появилась мысль, как можно разрулить эту ситуацию. Засмеявшись, я с удивлением в голосе сказала: "Кого, Винникову?. Толя, тебе же большой срок за это отвалят. Было бы за кого. А то за Винникову! И ты собираешься за эту стерву новый срок мотать? Не стоит она того, чтобы ты за нее отдуваться на зоне". Прут постепенно опустился вниз и вскоре оказался на полу. Я взяла его под руку и, уговаривая, осторожно повела к воротам. Когда Толя наконец оказался за пределами завода, осталось только предупредить охранников, чтобы его не пропускали.

Толя отработал у нас несколько лет. Больше таких эксцессов не было. Поговаривают, что он женился и нашел лучшую для себя работу.

Интересно, а как выживают в нынешнее время освобожденные из тюрьмы люди?