Итоги восьмичасового саммита нормандской четверки в Париже, как ожидалось, получились скромными. По сути лидерам удалось договориться только по тем пунктам, которые связаны с обеспечением безопасности в зоне конфликта на юго-востоке Украины, да и то Владимир Зеленский не верит, что сторонам удастся обеспечить полное и бессрочное прекращение огня.
Больше надежд связано с обменом пленными: всех на всех решено обменять до 31 декабря 2019 года. А вот ни по одному политическому вопросу, включая выборы, контроль над границей, особый статус Донбасса и амнистию, компромиссов пока не достигнуто. Стороны рассчитывают сблизить позиции к следующему саммиту, который состоится через 4 месяца. Но это маловероятно.
Саммит "нормандской четверки" по традиции начался с совместного фото. Владимир Зеленский так хотел поскорее приступить к обсуждению важных для себя вопросов, что не обращал внимание на просьбы прессы повернуться к камерам передом, а к своим бумагам задом. Пришлось сидящему напротив Путину вмешаться и попросить украинского лидера изменить диспозицию. Зеленский не только послушался, но даже постарался изобразить на своем лице некое подобие радостной улыбки.
Главной темой переговоров стало итоговое коммюнике. Его текст в течение нескольких месяцев тщательно согласовывался на рабочей группе и обсуждался помощниками лидеров. Российская сторона настаивала, что на первом месте в документе должна быть зафиксирована приверженность сторон Минским договоренностям: без этого Кремль не видел смысла проводить новый саммит "нормандской четверки". В результате споров и компромиссов проект коммюнике получился выхолощенным и лишенным каких-либо новых решений. В Киеве говорили, что он лишь фиксирует прежние достижения. "Документ не совсем амбициозный и очень острожный", - сетовал глава украинского МИДа Вадим Пристайко.
Однако Владимир Зеленский не терял надежды втянуть участников в дискуссию, и это ему, по всей видимости, удалось. По крайней мере, судя по скупой информации, просачивающейся из-за закрытых дверей переговорной, лидеры с энтузиазмом взялись править содержание документа. "Встреча проходит в спокойном конструктивном ключе", - обнадеживали своих журналистов представители украинской делегации. Дмитрий Песков был более скуп на комментарии, однако также подтвердил, что "четверка" работает над текстом коммюнике. "Обсуждаются текущие вопросы", - сообщил он. Перед визированием лидеры отправили своих помощников оттачивать итоговые формулировки.
Эмманюэль Макрон рассчитывал использовать паузу в переговорах, чтобы угостить гостей деликатесами французской кухни. Официанты начали уж было колдовать над тарелками и разогревать соусы. Однако Зеленский попросил Владимира Путина, не откладывая дело в долгий ящик, сразу провести двустороннюю встречу, а уже потом дообсуждать оставшиеся проблемные моменты за ужином.
Это был грамотный ход украинского лидера, позволяющий в случае необходимости нажаловаться на несговорчивость или давление со стороны Путина Меркель и Макрону (Если бы встреча, как планировала российская сторона, состоялась по завершении всех переговоров в "нормандском формате" такой возможности у него бы уже не было).
Однако российский и украинский президенты тет-а-тет пообщались всего 10-15 минут. После чего к Владимиру Путину присоединились его помощники по международным вопросам и по Украине, а также министр энергетики Александр Новак и глава Газпрома Алексей Миллер, что указывало на намерение, кроме Донбасса, обсудить еще и газовый вопрос. Напомним, что Кремль не раз заявлял о готовности сохранить транзит газа через Украину, а также обеспечить прямые поставки топлива Незалежной в объеме 15 млрд куб в год. Для этого Киев должен обнулить все судебные претензии к "Газпрому" (включая уже выигранные в Стокгольмском суде $ 2,6 млрд) и снизить тарифы на транспортировку газа, поскольку выдвигаемые тарифы, говорил Путин, являются неприемлемыми.
Владимир Зеленский, конечно, хотел бы остаться в стороне от газового спора. Но тут на него явно давили уже Меркель с Макроном, заинтересованные в скорейшем урегулировании конфликта. Журналистам удалось увидеть Владимира Путина, когда он на минуту покинул переговорную, и российский лидер выглядел более, чем довольным. "Are you happy?" - спросил один из корреспондентов. "Yes, I'm happy", - подтвердил российский лидер и уже по-русски уточнил, что встреча проходит хорошо, по-деловому.
Украинские делегаты тоже не выглядели расстроенными. "Зрады (предательства — укр.) не было! - победоносно заявил министр внутренних дел Незалежной Арсен Аваков. А пресс-секретарь Зеленского подтвердила, что украинская позиция была представлена "очень сильно". Вот, правда, с газом пока непонятно: "договорились продолжить договариваться".
Однако хоть какие-то содержательные подробности журналисты смогли узнать только на пресс-конференции, которая в итоге началась на 4 часа позже намеченного срока - в 1.30 ночи по Москве.
Примечательно, что таблички всех лидеров содержали их имена без указания страны и должности. И только перед Эмманюэлем Макроном было написано "Господин президент Республики", потому что он один такой единственный и неповторимый.
На правах хозяина г-н Макрон открыл пресс-конференцию и сразу сообщил, что на саммите был совершен "толчок" и "рывок", и уже можно констатировать продвижение по всем направлениям, включая политические вопросы.
Однако остальные лидеры его оптимизм подтвердили весьма сдержанно. Из их выступлений следовало, что какие-то подвижки есть только в части обеспечения безопасности на Донбассе.
По словам Владимира Зеленского, на саммите удалось договориться об обмене пленными по формуле "всех на всех" до 31 декабря 2019 года. "Сначала мы хотели осуществить обмен до 24 декабря, но решили не рисковать. Очень хочется, чтобы украинцы вернулись домой и провели праздники со своими семьями, с детьми, кто с кем", - заявил он.
Алексей Иванов
Понравилась статья?Нажимайте палец вверх,мне будет очень приятно.
Подписывайтесь,дорогие друзья на мой канал,чтобы быть вкурсе всех событий.