Есть такая системная ловушка "трагедия общин" описанная Гарретом Хардином ещё в 1968 г.
«Представьте себе пастбище, которым может пользоваться любой член общины. Разумеется, каждый пастух стремится к тому, чтобы в его стаде было как можно больше голов скота... Явно или неявно, осознанно или нет, но каждый пастух задается вопросом: "Что, если я добавлю еще одно животное к своему стаду? Будет ли мне это выгодно?"...
Поскольку любой пастух получает выручку с каждой проданной головы скота (и с добавленного животного в том числе), его выгода очевидна — запишем ее как +1...
От последствий чрезмерного выпаса страдают все, но потери каждого отдельно взятого пастуха от ухудшения качества угодий составят лишь малую долю от — 1.
Любой рационально мыслящий пастух придет к выводу, что ему выгодно добавить еще одно животное к стаду. Потом еще одно. И еще... К такому же выводу приходят и все остальные пастухи в общине — все, кто мыслит рационально. В этом и заключается трагедия. Каждый пастух попадает в замкнутый круг, заставляющий его без конца увеличивать стадо. Но ведь пастбище не бесконечно. Мир конечен. Результатом будет полное разрушение, но все как один устремляются к нему, преследуя собственные интересы»
((Garrett Hardin. The Tragedy of the Commons // Science. 162. no. 385 (13 December 1968). 1243-48.)
Теперь посмотрим на другую ситуацию. Есть некий ресурс, находящийся в общественном пользовании (городские дороги). Им пользуются все и все получают блага от его использования (возможность добраться из точки А в точку Б). Но в ситуации, когда часть или все пользователи начинает злоупотреблять ресурсом (нагружают дороги личным транспортом) негативные последствия распределяются НА ВСЕХ потребителей.
А теперь представьте себе такое развитие событий, когда КАЖДЫЙ житель многомиллионного города, где основные дома - это высотки, купил себе (в кредит) автомобиль, чтобы быть "не хуже остальных" и решает ездить на нем на работу/учебу и обратно. С точки зрения отдельного человека - это выгодно..
Так, кстати, умер Детройт, где уровень пробок превзошел все мыслимые пределы. Но там "отцы города" специально саботировали развитие общественного транспорта..
Понравился пост? Ставь лайк и подписывайся на канал!