Найти тему

Конструктивные особенности отечественных портативных раций производства КБ Беркут

В этой статье я приведу ответы на наиболее типичные вопросы относительно переносных радиостанций производства Конструкторского Бюро Беркут.

В штурманах написано про подключающийся аттенюатор, в других станциях непонятно как и что. Интересно по полному списку. Где есть аттенюация?
2. Автоматическое снижение мощности, а конкретно 40 процентов ( при плохой согласованности афу), указано в некоторых других станциях. По этому параметру тоже хотелось бы знать полный список.
Это для корректной эксплуатации имеющегося парка станций кб беркут, и определения модели для ближайшей скорой покупки.

Аттенюатор (автоматически ослабляющий слишком сильный сигнал от близко расположенных мощных радиостанций для улучшения качества принимаемого сигнала, устранения перегрузки входных цепей приёмника) необходим только в режиме АМ (амплитудной модуляции) - в FM (в режиме частотной модуляции) применённая в рациях КБ Беркут схема АРУ и так прекрасно справляется с сильным сигналом от расположенных вблизи радиостанций.

В настоящее время плата аттенюатора (автоматически при необходимости подключающаяся при работе в АМ) устанавливается во все модели серии Штурман (только в серии Штурман есть не только FM, но и АМ модуляция; в рациях серий Беркут, Егерь, Hunter, Tourist есть только частотная модуляция (FM) и платы аттенюатора нет).

В радиостанциях Штурман-80М плата аттенюатора устанавливается уже несколько лет, в радиостанциях Штурман-882М - только в продающихся с декабря 2019.
В новых моделях
Штурманов (уже производящемся Штурмане-90 и в готовящихся к производству в конце декабря 2019г моделях Штурман-128, Штурман-32, Штурман-16 - плата аттенюатора будет сразу установлена).

В рациях Штурман-80М и Штурман-90 установлена плата аттенюатора, автоматически включающаяся при приёме сильного сигнала и ослабляющая его до приемлемого уровня (чтобы избежать "затыков" и искажений сигнала из-за перегрузки входных цепей приёмника)
В рациях Штурман-80М и Штурман-90 установлена плата аттенюатора, автоматически включающаяся при приёме сильного сигнала и ослабляющая его до приемлемого уровня (чтобы избежать "затыков" и искажений сигнала из-за перегрузки входных цепей приёмника)

В линейке Штурманов, которые готовятся к производству в конце 1 квартала 2020 года (Штурман-90М, Штурман-128М, Штурман-32М, Штурман-16М приёмо-передающая плата будет разведена по-новому, там аттенюатор в режиме АМ будет интегрирован в схему основной платы, не в виде отдельной платы.

Что касается автоматического снижения мощности при работе на плохо согласованную нагрузку - это специфика применённой Конструкторским Бюро Беркут схемы передатчика (потребляемый ток пропорционален излучаемой мощности).
Эта схема применяется во всех рациях
КБ Беркут начиная с 1998 года (с 1992 по 1997 применялась преимущественно классическая схема передатчика - где потребляемый ток рос при работе с плохо согласованной нагрузкой, только в 1996г появилась очень хорошо себя зарекомендовавшая радиостанция Дельта-202 с новой схемой передатчика, в дальнейшем, начиная с Пилота-202, все серийные радиостанции делались только по этой - обеспечивающей:

  • очень высокий КПД (70-80% при работе на любую, в т.ч. компактную антенну - тогда как у импортных раций диапазона 27 МГц КПД передатчика при работе на компактную антенну не превышает 25-30%, при работе на длинную хорошо согласованную автомобильную или стационарную антенну - около 60%).
  • надёжную защиту выходного каскада при случайном включении в режим передачи без нагрузки (в такой ситуации выходной каскад раций производства КБ Беркут работает в режиме 40% нагрузки от номинальной, тогда как у импортных раций в критическом режиме с возможностью выхода из строя из-за перегрева)
  • возможность работать с плохо настроенными антеннами без риска выхода из строя выходного каскада передатчика (при этом с точки зрения дальности, а в режиме АМ - и качества передачи, чудес не бывает - если антенна плохо настроена - дальность падает, а в режиме АМ так же ухудшается качество передачи (плохо настроенная антенна имеет большую реактивную часть нагрузки, что плохо сказывается на важной в АМ линейности характеристик передатчика).

В импортных радиостанциях потребляемый ток растёт при работе на плохо согласованную нагрузку, а в рациях производства КБ Беркут -
чем лучше настроена антенна (и выше её
КПД) - тем больше потребляемый ток.

Почему в Вашем тесте работы раций в режиме город-лес:
Alan 42 DS не заработал даже на первой точке связи, а Штурманы обошли по дальности 10 Вт-ные китайские рации 136-174/400-520 МГц?

Рассмотрим в обратном порядке - почему рации диапазона 27 МГц Штурман в этом тесте (одна точка в городе в 100м от промышленной зоны, остальные точки связи в условиях плотного леса) обеспечили более стабильную связь, чем высокочастотные (диапазонов 136-174 МГц и 400-520 МГц) импортные рации с достаточно высоким уровнем мощности (7-10 Вт).

Большая часть расстояния между рациями в этом тесте приходилось на участок плотного леса (густой лес с подлеском, с большим количеством листвы и определёнными перепадами высот).

В таких условиях рации диапазона 27 МГц - при условии адекватных параметров - обладают преимуществом над высокочастотными рациями прежде всего по двум причинам:

  1. радиоволна в диапазоне 27 МГц способна эффективно обогнуть препятствие 5-6 метров в диаметре (не только одиночное дерево - но и плотную группу деревьев, холм). А в диапазоне 400-520 МГц, например, живое дерево с диаметром ствола 30-35 см - серьёзное препятствие
  2. Потери энергии радиоволны при распространении в густой листве тем ниже, чем ниже рабочая частота. Как отметил в комментарии к одной из моей статей человек с ником "Ome Do":
Вот как делают отчеты американцы.В соответствии с Technical report no, 67-01 radio set, an/prc-64
Част. в МГц.-Потери на 0,1 мили в плотной листве джунглей:
2 Мгц-12,6 db; 3 Мгц-15,4 db; 5 Мгц-20 db; 10 Мгц-28 db; 30 Мгц-48 db; 50 Мгц-63 db; 100 Мгц-86 db.

Чтобы было нагляднее (не все ориентируются в децибеллах) - приведу аналогию со звуковой волной. Если бы речь шла о таком ослаблении на данном расстоянии не радиоволны, а о звуковой волны - то ослабление на 48 дБ (ослабление радиоволны на частоте 30 МГц) соответствовало бы прекращению на данном расстоянии "слышимости" за счёт поглощения негромкой речи, а ослабление на 86 дБ (ослабление радиоволны на частоте 100 МГц) - в аналогии с аналогичным ослаблением звуковой волны равнозначно прекращению слышимости шума от поезда.

Есть и факторы, играющие в обратную сторону - в пользу высокочастотных раций. Это эффективность компактных антенн (на более низких частотах для достижения высокой эффективности антенны должны быть длиннее) и более высокий уровень природных (грозовая и солнечная активность) и техногенных помех в низкочастотной части спектра.

Но в целом - при адекватных параметрах раций и антенн в диапазоне 27 МГц - первые два пункта (лучшее огибание препятствий и меньшие потери) перевешивают, поэтому рации Штурман в этом тесте при работе с компактными антеннами (если бы антенны были длинные - результат был бы ещё более наглядным) обошли по дальности мощные импортные высокочастотные рации.

Если бы тест целиком проходил в городских условиях с высоким уровнем помех (а не преимущественно в лесу) - то аутсайдеры и победители поменялись бы местами - лучше всего показали бы себя наиболее высокочастотные рации (400-520 МГц), прежде всего из-за того, что уровень техногенных помех тем меньше, чем выше частота.

А теперь о том, почему Алан 42 в этом тесте не смог обеспечить связь даже на стартовой точке и выбыл из борьбы без борьбы: всё дело в параметрах радиостанции.

У Алана 42 типичная для импортных переносных раций невысокая избирательность (определяет уровень помехозащищённости) - по побочным каналам всего 60 дБ (у победителей теста раций Штурман-80М и Штурман-90 - более 100 дБ).

Плюс низкая мощность передатчика, низкая чувствительность срабатывания шумоподавителя (а более высокую при такой низкой избирательности не сделать), низкая эффективность (слабое резонансное усиление) штатной компактной антенны.

В результате - когда часть теста пролегала по городской застройке, да ещё в 100м от промышленной зоны - Alan 42 DS просто не заработал даже в стартовой точке теста.

В другом тесте, где не было городского участка - только лес без источников промышленных помех - Алан 42 показал более приличные результаты (хотя и уступил в дальности и качестве связи Штурманам):

Пожалуйста, ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал, если Вы хотите новых обзоров и видео-тестов!

Посетите сайт Конструкторского Бюро Беркут, если интересуетесь радиостанциями.