Найти тему
Psychology

Телесно-ориентированный подход как дополнительный способ помощи в практике психологов

Понятие стресса представлено Р. Лазарусом: стресс – это дискомфорт, испытываемый в отсутствие равновесия между индивидуальным восприятием запросов среды и ресурсов человека.

С этой точки зрения преодоление стресса для человека подразумевает достижение равновесия в изменившихся условиях. В литературе можно встретить крайние случаи влияния переживаемых человеком эмоций, в частности подсознательного страха, на ощущения своего тела и ослабление мышечного тонуса.

Например, случай сенсорной невропатии, появившейся у женщины в результате подготовки к оперативному вмешательству, описанный Оливером Саксом в книге «Человек, который принял жену за шляпу…», можно рассматривать как пример конверсионного психосома-тического симптома.

Причем, невозможно заранее точно предсказать, как среагирует с виду здоровый организм на стрессовую ситуацию, сила реагирования индивидом на событие по Р. Лазарусу, определяется не столько качеством стрессора, сколько значимостью ситуации для человека.

В настоящее время наряду со знаниями психосоматической медицины для поиска решений в сложных ситуациях рассматривается телесно-ориентированный подход во взаимодействии с пациентом. В основе телесно-ориентированного подхода лежит принцип телесно ощущаемого смысла или соматического переживания – термин, введенный П. Левиным.

Михеева С.В. при исследовании психического здоровья подростков также ссылается на труды Сеченова И.М., который подчеркивал важность мышечных ощущений в восприятии человека.

И.Г. Малкина-Пых в своей лекции о «Методах психологической коррекции субъективного благополучия жизни» упоминает теорию Соматических маркеров А. Дамасио, согласно которой весь опыт человека «закодирован» в его теле, и наши телесные переживания относительно того или иного вопроса, влияют в первую очередь на принятие нами решений.

Таким образом, человеческий организм представляет собой не сумму всех частей его составляющих, а их динамическую взаимосвязь. Тело и сознание постоянно оказывают влияние друг на друга, находятся в постоянном взаимодействии друг с другом. И если, меняя сознание, мы можем повлиять на изменения в теле, то, меняя телесные ощущения, мы можем повлиять на изменение сознания.

Научиться слушать свое тело находиться с ним в постоянном контакте – путь к улучшению психического здоровья и самодостаточности. «Самодостаточная личность свободно взаимодействует с окружающим миром, предоставляя ему свою энергию, и позволяет ему пользоваться этой энергией для его преобразования».

Развитием телесного чувствования занимаются такие современные психологические направления, как Танцевально-двигательная терапия, Гештальт терапия, Вселенская терапия, Процессуальная терапия и другие телесно - ориентированные подходы.

Базовыми понятиями, применяемыми в работе с людьми телесно-ориентированными методами являются понятия: развитие опоры на собственное тело – формирование устойчивости, физических границ и расширение двигательного диапазона; телесный резонанс – чувствование терапевтом телесных переживаний клиента; контейнирование эмоций – способность человека принимать и проживать большой диапазон эмоций, не создавая зажимов и напряжений в теле и не уходя в диссоциацию.

Создание «контейнера», например, описывается С. Кузнецовым в работе «Теория и практика работы с шизоидной структурой личности в телесно-ориентированной психотерапии». Механизмы приспособления личности к воздействию стресса на разных этапах реагирования чрезвычайно многообразны — от активных гибких и конструктивных - до пассивных, ригидных и дезадаптивных механизмов психологической защиты.

На телесном уровне психологические защиты проявляются в создании мышечного «панциря», затрудняющего движения, нередко пациенты пережившие стресс также испытывают неприятие своих чувств и эмоций, что затрудняет применение классических подходов в терапии.

Соответственно последовательное применение комплексных методов терапии, в том числе телесно-ориентированного подхода, расширяет вероятность эффективного взаимодействия с пациентом. Развитие телесного резонанса и способности терапевта контейнировать эмоции пациента широко применяет в случае работы с аутичными детьми, а также с людьми, перенесшими психологическую травму.

В.М. Бехтерев к задачам психоневрологии относил также вопросы психопрофилактики и психогигиены. Несомненно, что обучение навыкам саморегуляции и осознанному управлению эмоциями повышает стрессоустойчивость и личную эффективность любого человека. «Тело – проводник чувств. Телом мы ощущаем жизнь».

Переживать всю полноту бытия значит восстановить целостность и наладить контакт между психикой и телом, развивая телесное чувствование, мы познаем полноту жизни.

В качестве простейших упражнение для саморегуляции в телесно-ориентированной терапии используются:

· мышечная релаксация,

· дыхательная саморегуляция,

· управление вниманием и сенсорное осознавание (что я чувствую на данный момент),

· осознавание схемы тела.

Применение телесно-ориентированного подхода требует от терапевта контакта с его собственным телом, и развитие способности переносить свои собственные эмоции и эмоции клиента. Осознанное наблюдение за реакциями своего тела, позами и возникающими напряжениями, постепенное их изменение, влияет на изменение психологического состояния и позволяет получить дополнительные ресурсы для жизни.

Здоровое проживание телесных реакций является профилактикой заболеваний, связанных с длительным переживанием психотравмирующих факторов, а также профессионального выгорания.

На первый план в оказании помощи людям выходит забота о себе и о своем теле. Представляется перспективным совмещение психологии и неврологии в плане оптимального прогностического и предупредительного эффекта, а тем более эффективной диагностики и лечения. Внимательное отношение к своему телу и развитие телесного чувствования является перспективным направлением в работе с людьми.