Найти в Дзене
#открытообовсём

Ошибки и открытия в воспитании детей. Записки матери

Оглавление

Мой сын уже взрослый парень. Вырос он достойным и успешным человеком. И, благодаря этому факту, могу сейчас соотнести, какие мои действия способствовали развитию ребёнка, а в чём я фатально ошибалась. 

Конечно, были ещё факторы в виде условий жизни, воспитателей в детском саду, учителей. Но всё же, базовые ценности закладываются от родителей.
Фото из личного архива автора. Украшение детской комнаты к празднику
Фото из личного архива автора. Украшение детской комнаты к празднику

Что важно для развития и здоровья ребёнка. 7 принципов

  1. Ребёнок всегда сам знает, когда ему есть и спать. Поэтому моей большой глупостью было кормить и укладывать его спать по часам. Месяца через три совместных мучений (моих и сына), я перестроила график под его потребности и сразу всё сбалансировалось. Спал и ел, когда хотел. И далее я придерживалась этого подхода всегда.
В моём окружении вижу огромное количество мамочек, которые жалуются на аппетит ребёнка. Для меня это сигнал нарушения пищевого поведения, навязанного взрослыми.

Желание поесть – физиологическая потребность, необходимая для выживания. И если ребёнок в 3, 5, 7 лет страдает снижением или повышением. аппетита, то вряд и это его осознанное желание умереть. Скорее это приспособление к «воспитательным методам» близких взрослых. 

2.   Ни один младенец НЕ капризничает. Ребёнок плачем заявляет о том, что голоден или ему жарко, или болит животик. Иногда приходится слышать: «Мой ребёнок капризничает с первых дней, уже сил нет. Какой манипулятор родился». Считаю это мнение фатальной ошибкой.

3.   Если не мешать ребёнку «воспитанием», он будет расти любознательны. На мой взгляд, основная задача родителей - НЕ мешать. Просто наблюдать, что интересно ребёнку. И потом уже в этом направлении добавлять занятия, кружки.

Идти от ребёнка, а не от своих представлений о нём.

Самым страшным наказанием для моего сына был отказ заниматься с ним математикой или чтением. На предупреждение: «Сынок, согласна, что убирать игрушки совсем неинтересно. Ты хочешь, чтобы убрала я? Хорошо, только тогда мы не успеем с тобой позаниматься математикой или почитать. Я же буду занята». Мой активный и протестный по характеру мальчик тут же подключался к процессу, а в следующий раз сам без напоминаний  убирал все игрушки, чтобы больше времени было на занятия.

4.  А заниматься он очень любил. Потому что я старалась быть равной с ним в этом процессе. Старалась исключать нравоучения типа: «Посмотри, какая буква. Повтори. А теперь ещё раз. Где ещё ты видишь такие буквы» Бррр. Аж самой стало неприятно. Играть с ребёнком –искусство. Пришлось себя потренировать на этот счёт)

5.  Самостоятельность у сына проявлялась очень ярко с первых шагов. Как только он научился ходить, так сразу стал отказываться сидеть в коляске. Только ходить. Мне с этим было сложнее всего смириться. Например, надо дойти до магазина, купить что-то необходимое (условно, молоко/хлеб). Казалось бы, соседнее здание, в чём проблема? А в том, что сын отказывался от коляски, а пешком щёл «в другую сторону». Я пробовала разные тактики. Шла в ту сторону, куда и ребёнок. Пусть дальше, но там ведь тоже есть магазин. Но сын, увидев, что мы идём в одном направлении, разворачивался и шёл обратно. Так мы с ним и ходили в одну/другую сторону.

Мамочки детей с протестной личностью меня поймут.

В тот период я поступала грубо, без объяснений усаживала его в коляску, прикрепляла крепко ремнями и с ним орущим, сама чуть не в рёв от жалости и под укоряющими взглядами проходящих людей, покупала всё, что было необходимо и бежала домой. Такими действиями (без объяснений и понимания ребёнком происходящего)я только усилила протестность сына. И был период, когда он полностью закрылся от меня. Мне стоило большого труда, чтобы вернуть доверие  и уважение сына. 

6. С уважением относиться к границам ребёнка, вне зависимости от возраста. Я знаю одну продвинутую мамочку, которая вслух предупреждала  малыша перед сменой памперсов, что она будет сейчас делать и зачем это надо.

Ещё примеры соблюдения границ: не лезть в его вещи, не заходить в комнату без разрешения, не говорить за него, не додумывать про его чувства, а спрашивать, с уважением принимать отказ. 

7. Ребёнок ВСЕГДА должен чувствовать, что вы на его стороне. Вы-его опора, от которой надо оттолкнутся во взрослую жизнь.

Даже если он сделал что-то не совсем принятое в обществе.

Первая реакция- я с тобой, давай разберёмся в чём дело и как решить вопрос. А если кто-то решил воспитать нравоучениями посторонний- загородить ребёнка собой (в буквальном смысле) и ответить, что сами разберётесь. 

Если вам интересны темы про доверие в подростковом возрасте, про учёбу, про отношения ребёнка с учителями, про что-то другое, важное для вас, пишите в комментариях.

По вашим вопросам напишу статью по конкретным темам