В прошлой статье я привёл простейший пример, почему мы не понимая сути таких явлений как электричество, гравитация, магнетизм и ядерные взаимодействия, тем не менее прекрасно используем их свойства в повседневной жизни. В этой статье я бы хотел проиллюстрировать эту мысль в более наглядной форме.
Мы живём в трёхмерном мире. Нам очень сложно понять как всё выглядит в четырёхмерном пространстве. Однако двумерное пространство мы используем испокон веков. Наскальные рисунки, живопись эпохи возрождения, кинематограф, инженерные чертежи и наконец компьютерные игры.
Это конечно само по себе удивительно, что человек издревле был способен на плоской поверхности изображать объёмный мир, который он видел вокруг себя. Но совершенно невероятное произошло когда был изобретён кинематограф.
В чём же революционность кинематографа?
Когда мы смотрим отдельные рисунки, картины, фотографии, то мы их воспринимаем как отдельные объекты. Если изображения не связаны друг с другом, то с какой бы скоростью нам их не показывали, мозг человека всё равно воспринимает их как нечто разрозненное. Совсем другой эффект возникает если человеку быстро показывать фотографии разделённые малыми промежутками времени. Если эти фотографии показывать с частотой 24 кадра в секунду или чаще, то возникает полное ощущение естественного движения. Это возможно только если мозг "дорисовывает" фазы движения которые отсутствуют между кадрами.
Кино было изобретено не многим более 100 лет назад. Чтобы способность мозга сформировалась, нужны веские основания и гораздо более длительное время. Но как мы знаем "мультики" человеку до 19 века были не известны.
Или всё-таки мы привычны к просмотру мультиков?
Если человек не видит инфракрасный свет или рентгеновское излучение значит в этом для него нет жизненной необходимости. Способности просто так никогда в природе не возникают. Если человек способен "склеивать" для себя отдельные кадры в непрерывное движение значит для этого есть причины.
- Движение в окружающем его мире носит дискретный характер и мозг приспособился "домысливать" действие в промежутках между кадрами;
- Мозг "фотографирует" непрерывную реальность отдельными кадрами как фотоаппарат, а промежутки вынужден домысливать.
Казалось бы, время не прерывно и всё в мире происходит без малейших задержек. Это доказывают высокоскоростные кинокамеры. При съёмке движения объектов со скоростью тысячи кадров в секунду, никто не замечал никаких разрывов в движении. Решение задачи зашло в тупик, если не вспомнить о квантовой механике. Одним из основных свойств этой теории является зависимость состояния объектов от наблюдателя.
Давайте теперь представим себя в роли актёров театра теней. Зрители нас не видят. Они любуются игрой наших проекций, которые мы отбрасываем на экран. Зрители сопереживают и рукоплещут не нам, а нашим теням, которые мы отбрасываем на экран. Тени на экране повторяют движения, которые делают актёры, но зрители актёров не видит и всё их внимание приковано к двумерным проекциям. Если тень актёра наблюдает за каким-то действием, то это сама тень ведёт наблюдение или наблюдение принадлежит актёру, который отбрасывает тень?
Если принять что наш трёхмерный мир лишь проекция четырёхмерного мира на объём, так же как объёмный мир может отбрасывать тень на двумерную плоскость, то тогда становится понятным смысл явления наблюдателя. Наблюдатели не мы, а те чьей проекцией мы являемся. Тогда отпадают многие вопросы. Почему ничего не изменяется пока я сплю и наблюдать ничего не могу? Почему нельзя зафиксировать промежутки между отдельными кадрами при съёмке самой сверхскоростной аппаратурой? Да потому что наблюдаем не мы, а мы лишь проекция наблюдения.