Найти тему

Архитектура брутализма

Библиотека в Сан-Диего, Калифорния, США, арх.Уильям Перейра, 1970
Библиотека в Сан-Диего, Калифорния, США, арх.Уильям Перейра, 1970
Pirelli Tire Building, Нью-Хейвен, Коннектикут, арх.Марсель Брейер, 1970
Pirelli Tire Building, Нью-Хейвен, Коннектикут, арх.Марсель Брейер, 1970
Торговый центр и офисное здение TripleOne Somerset, Сингапур, арх.GROUP 2 ARCHITECTS, 1971
Торговый центр и офисное здение TripleOne Somerset, Сингапур, арх.GROUP 2 ARCHITECTS, 1971
Телекоммуникационный центр в Скопье, Македония, арх.Янко Константинов, 1989
Телекоммуникационный центр в Скопье, Македония, арх.Янко Константинов, 1989
Церковь в Вене, Австрия, арх. Фриц Герхард Майр, 1976
Церковь в Вене, Австрия, арх. Фриц Герхард Майр, 1976
Национальная библиотека Беларуси, Минск, Беларусь, арх.М. К. Виноградов, В. В. Крамаренко, 2002-2006
Национальная библиотека Беларуси, Минск, Беларусь, арх.М. К. Виноградов, В. В. Крамаренко, 2002-2006

Брутализм - стиль модернистского направления, истоки его лежат в середине-начале ХХв. Родоначальником его был французский архитектор Ле Корбюзье. Он экспериментировал с массивными формами, грубой фактурой бетона и крупным масштабом произведений. Например, его часовня Нотр-Дам дю О в Роншане, возведенная в 1950-1955гг, полностью соответствует духу брутализма. Часовня считалась модернистским зданием, но очень соответствовала последовательной брутальной эстетике.

-7
Часовня Нотр-Дам дю О в Роншане, Франция, арх.Ле Корбюзье
Часовня Нотр-Дам дю О в Роншане, Франция, арх.Ле Корбюзье
-9
-10

Жилая Единица в Берлине, Германия, арх.Ле Корбюзье, 1958
Жилая Единица в Берлине, Германия, арх.Ле Корбюзье, 1958

Движение получило свое название благодаря битанскому архитектурному критику Рейнеру Банхему, который описал новый стиль как "решительно широкобедрый и массивно бородатый". Каждый, кто слышит слово "Брутализм", думает об архитектуре, призванной подавлять наблюдателя и доминировать над ним, но Банхем на самом деле был вдохновлен красотой этой новой бетонной брутальности.

Слово "брутализм" по отношению к архитектуре было впервые придумано шведским архитектором Хансом Асплундом для описания квадратного кирпичного дома под названием Villa Göth в 1949 году. Это было подхвачено английскими архитекторами, где стиль был дополнительно отточен Элисон и Питером Смитсоном. Вместе они особенно известны благодаря жилищному комплексу Робин Гуд Гарденс в Восточном Лондоне. Завершенный в 1972 году, он был построен из сборных бетонных плит. В 2017 году Восточный блок был снесен в рамках плана реконструкции.

Вилла Гет, Уппсала, Швеция, арх.Бенгт Эдман и Леннарт Хольм, 1950
Вилла Гет, Уппсала, Швеция, арх.Бенгт Эдман и Леннарт Хольм, 1950
-13
Робин Гуд Гарденс, жилой комплекс в Лондоне, Англия, арх.Элисон и Питер Смитсон, 1972
Робин Гуд Гарденс, жилой комплекс в Лондоне, Англия, арх.Элисон и Питер Смитсон, 1972

Брутализм был задуман как смелый, новаторский отход от буржуазных элементов модернизма. Как и модернизм, он был движим отчасти идеализмом и отчасти технологией: движение, отстаиваемое британскими архитекторами, такими как Элисон и Питер Смитсон, стремилось выразить послевоенный оптимизм, а также обозначить грубую красоту и особенно структурные возможности бетона, которые только становились очевидными.

В отличие от модернизма, брутализм обладал качествами необузданной грубости и массивности. Из облика зданий брутализма исчез гипер-функционализм, который вводился в архитектуру ранее Ле Корбюзье и Людвигом Мис Ван дер Роэ. Этот функционализм сменился экспрессионизмом, который, казалось, был создан только для того, чтобы выражать, а не угождать.

В 1963 году Полу Рудольфу, тогдашнему декану Йельской школы архитектуры, было предложено создать новое художественно-архитектурное здание для кампуса. В результате одной из немногих построек, которые он когда-либо проектировал, был ошеломляющий замок из бетона и стекла, с 37 различными террасами, расположенными на семи разных этажах. Ада Луиза Хакстебл, известный архитектурный критик "Нью-Йорк Таймс“, назвала его "захватывающим путешествием силы".- Студенты его ненавидели. Настолько, что (по слухам) в 1969 году один из них попытался сжечь его дотла.

-15
Здание Йельской школы архитектуры и искусства (Рудольф-холл), Нью-Хейвен, Коннектикут, США, арх.Пол Рудольф, 1963
Здание Йельской школы архитектуры и искусства (Рудольф-холл), Нью-Хейвен, Коннектикут, США, арх.Пол Рудольф, 1963

Торговый центр Tricorn в Портсмуте, Англия, был спроектирован Родни Гордоном в 60-х годах в рамках попытки оживить центр города, разрушенный войной. Во время его строительства архитектурный критик Джонатан Мидс похвалил воображение архитектора как "плодовитое, богатое, беспрепятственное. "Есть столько идей в одном здании Гордона, сколько есть во всей карьере большинства архитекторов, - сказал он. Созерцать здание - значит чувствовать себя в присутствии гения".

Пользователи, однако, чувствовали себя иначе. В 2001 году слушатели Би-би-си проголосовали за борющийся центр как худшее здание Великобритании. Центр был снесен в 2004 году.

-17
Торговый центр Трикорн, Портсмут, Англия, арх.Родни Гордон, 1966
Торговый центр Трикорн, Портсмут, Англия, арх.Родни Гордон, 1966

В начале 1980-х гг брутализм попал в немилость. Отчасти это было связано с холодным и суровым характером архитектуры, которая часто ассоциировалась с тоталитаризмом. Еще одним доводом против брутализма было то, что сырой бетон, используемый в строительстве, старел, разрушаясь, часто показывая признаки повреждения водой и гниения, которые разрушали общую эстетику.

Британский писатель Энтони Дэниелс, который использует псевдоним Теодор Дэлримпл, назвал железобетон брутализма “чудовищным”, указав, что он не стареет изящно, а вместо этого крошится, покрывается пятнами и разлагается.

Большая часть бруталистской архитектуры была ненавистна публике почти сразу же, как только она дебютировала. Здания, которые выглядели такими строгими и драматичными на эскизах и фотографиях, были тусклыми и бесчеловечными в жизни. Новая бетонная архитектура, призванная представлять послевоенные возможности и триумф обывателя, вместо этого стала символом пригородной посредственности. Когда смелые новые здания начали разваливаться, они были настолько непопулярны, что никто не потрудился их поддерживать. Часто они оставались просто медленно разрушаться, потому что единственное, что было дороже, чем правильно поддерживать их, - это сносить их.

Сейчас брутализм в архитектуре переживает новый подъем. Сейчас о бруталистских зданиях говорят как о забытых шедеврах.

Торре Веласка, Милан, Италия, арх. BBPR architectural partnership, 1958
Торре Веласка, Милан, Италия, арх. BBPR architectural partnership, 1958
-20
Королевский Театр в Лондоне, Англия, арх.Деннис Ласден, 1976
Королевский Театр в Лондоне, Англия, арх.Деннис Ласден, 1976
Trellick Tower, Лондон, Англия, арх.Эрно Голдфингер, 1972
Trellick Tower, Лондон, Англия, арх.Эрно Голдфингер, 1972
-23
Коррекционный центр в Чикаго, Иллинойс, США, арх.Гарри Уиз, 1975
Коррекционный центр в Чикаго, Иллинойс, США, арх.Гарри Уиз, 1975