В 2019 году телемарафон Всеармянского фонда «Айастан» собрал чуть менее 10 миллионов долларов. Это стало одной из самых обсуждаемых тем в Армении в последние дни. Казалось бы, нынешняя власть имеет более высокий уровень поддержки, в том числе в диаспоре. Новая власть борется с коррупцией, а это, предположительно, означает, что собранные средства не будут разворованы. США сейчас в наилучшей форме с экономической точки зрения, да и сама Армения тоже демонстрирует хорошие темпы роста. Поэтому вызывает удивление то обстоятельство, что в этом году была собрана самая маленькая за последние 14 лет сумма.
Более того, для понимания размера этой суммы и ее важности для Армении и Арцаха, следует учесть инфляцию доллара, а также динамику экономики за весь этот период. Рассмотрим размер суммы пожертвований, сделанных за прошедшие годы.
График 1. Динамика сбора пожертвований в ходе ежегодных телемарафонов Всеармянского фонда «Айастан», млн. долл.
Как уже было сказано, для оценки значимости сборов фонда «Айастан» для Армении и Арцаха можно рассмотреть соотношение собранных средств к расходной части бюджета Армении и Арцаха. Таким образом, можно оценить, какую часть проектных и социальных расходов этот фонд может произвести в сравнении с государственными расходами. Часть эта в случае Арцаха все еще очень значительная (4%), тогда как для Армении этот показатель составляет всего 0.3%. В обоих случаях есть тенденции к снижению, проявившиеся и в последние два года.
График 2. Динамика значения пожертвований в ходе ежегодных телемарафонов Всеармянского фонда «Айастан» для Армении и Арцаха
Приведем данные в виде таблицы с интервалом в 5 лет для более наглядного сопоставления количественных показателей.
Как мы увидели, объем сумм, собранных в ходе телемарафона Всеармянского фонда «Айастан», в сопоставимых ценах был самым низким даже не за 14, а за 16 лет – при том, что многие объективные показатели создавали предпосылки для роста сборов в этом году. Попробуем их объяснить.
Причины снижения сборов средств в ходе телемарафона «Айастан»
1. Первой и видимой на графике причиной для малых размеров сбора пожертвований является то, что этот формат уже во многом устарел и существует достаточно долгосрочная тенденция снижения размеров пожертвований, которая продолжилась в 2019 году. Эта причина объективна и имеет устойчивый характер. В то же время она не делает снижение неизбежным, а всего лишь создает контекст, в котором при отсутствии адекватных действий со стороны правительства тренд на снижение будет продолжаться.
2. Недоверие к фонду в прошлые годы было далеко не столь высоким, как принято считать. Собирались довольно большие суммы (370 миллионов), на эти суммы было реализовано около 1300 проектов, которые значительно улучшили жизнь людей, особенно в отдаленных общинах, куда государство зачастую не способно «дотянуться». Кроме того, хотя принято считать, что проекты реализовывались в основном в Арцахе, немалое их число было реализовано и в Армении.
График 3. Географическое распределение проектов фонда «Айастан»
3. Сейчас деятельность фонда не только не рекламировалась, но и напротив – фонд был дискредитирован судебным разбирательством вокруг его бывшего руководителя Ара Варданяна, который обвиняется в растрате средств фонда, причем дело активизировалось полтора месяца назад. Представители фонда заявляли, что это разбирательство не помешает сбору средств, напротив, будут собраны суммы, значительно превышающие прошлогодние показатели. Но, как мы видим, это сработало по-другому. Разумеется, проблемы коррупционного характера имели место, но они были не очень значительными, и этот вопрос мог решаться в рабочем порядке без лишней шумихи. Кроме того, если раньше средства фонда расходовались на инфраструктурные проекты, то сейчас обсуждается закупка услуг, реализация проектов с гендерной направленностью, что может дополнительно снизить заинтересованность многих людей в участии в таком проекте.
4. Нынешние власти основываются на индивидуальных ценностях и пропагандируют соответственную модель поведения. В таких условиях коллективные ценности и тем более коллективное действие отходят на второй план. Нужны специальные меры по мотивации общества на коллективные действия, чтобы добиться успеха.
5. Во время правления Сержа Саргсяна бывали случаи, когда у многих сотрудников аппарата государственного управления принудительно собирали деньги. Так, к примеру, в 2014 году 33% всех средств были собраны в Армении и Арцахе, в 2016 – 41%, в 2017 – 21%, в 2018 году – 20%. Отчеты можно посмотреть здесь. В 2013-14 гг. это точно делалось. Вероятно, в 2017-18 гг. принудительный сбор средств с сотрудников госаппарата уже не производился, а в прошлом таким образом собиралось дополнительно порядка двух миллионов долларов.
6. Прошлые власти были довольно эффективными во взаимодействии с крупным бизнесом («олигархами»). А многие пожертвования приходили от них. Например, в этом году крупное пожертвование сделал Самвел Карапетян (глава группы компаний «Ташир») – 1.5 миллиона долларов. Такие пожертвования являются единичными. Но несколько крупных пожертвований, хотя бы даже и не такого масштаба, уже достаточны, чтобы заметно улучшить картину.
7. Политика в отношении диаспоры размыта и не всегда поддается систематизации. Несколько недель назад из Армении депортировали Андраника Ованнисяна, что в общем-то нонсенс: из Армении депортируют армянина, имевшего вид на жительство. Причины не вполне понятны, но, судя по всему, они находятся в политической плоскости. Если в Армении это мало для кого важно, в диаспоре такие вещи замечают и делают выводы. Вспомним также, что в начале 2019 года было закрыто Министерство диаспоры. Затем была создана новая структура при премьер-министре, но статус ее куда ниже. Расход на Министерство диаспоры составлял 3 миллиона долларов в год, но ущерб от закрытия этого министерства – не меньше.
Наконец, восьмой причиной можно считать снижение доверия к власти. Новая власть активно спекулирует тем обстоятельством, что она обладает высоким уровнем доверия. Но доверие – очень тонкая материя: ложь и непредсказуемость его разрушают, а эти проблемы очевидны. Снижение уровня доверия – не катастрофа: работать можно и в условиях снижения рейтинга, но работа эта должна быть более четкой, скоординированной и стоять на институциональных основах, а не на частных решениях и обстоятельствах.
Политика в отношении диаспоры и краткий набор рекомендаций
Проблема, существующая вокруг фонда «Айастан» и вовлечения диаспоры в развитие Армении, не столь серьезна, еще многое можно исправить. Нужно работать над актуализацией фонда, постановкой общенациональных задач и их выполнением. В качестве одной из таких может стать репатриация, о которой правительство уже не раз говорило. Репатриация имеет прямое отношение к диаспоре, она может иметь и другие компоненты; заселение беженцев и армянских мигрантов из мусульманских стран, освоение территорий Арцаха и др.
На сегодня армянская диаспора тратит все политические усилия на признание Геноцида армян, но это признание обращено не к Армении, а к политикам страны проживания и к Турции. Также, эта деятельность не имеет целей в будущем – это сведение счетов с прошлым. Геноцид армян произошел уже сто лет назад и с каждым годом все меньше интересует молодое поколение армян в диаспоре. Если политики Армении сумеют подключить диаспору к развитию страны, пусть даже только в направлении репатриации, таким образом они смогут создать новую точку притяжения для диаспоры, развернуть ее политическую линию в сторону конструктива.
Сегодня большая часть армянской диаспоры ассоциирует себя с исторической Арменией. Необходимо работать с идентичностью диаспоры, чтобы расширить понимание связи исторической Армении с Республикой Армения, которая таким образом станет точкой сборки.
Армения, в свою очередь, должна перестать воспринимать диаспору исключительно в качестве донора. Проекты, которые реализуются за счет фонда «Айастан», должны получать софинансирование государства, тогда их реализация будет не только благотворительностью, но и партнерством. В Арцахе уже сейчас многие проекты реализуются на этой основе, но так должно быть всегда – и это повысит авторитет фонда. Кроме того, если фонд будет реализовывать в первую очередь проекты, ориентированные на темы, приоритетные для диаспоры – репатриацию и расселение, преподавание языка, поддержку Армянской Апостольской церкви, действующей во всех армянских общинах, восстановление исторических и археологических памятников, финансирование музеев, в том числе Музея-института Геноцида армян, то это кратно повысит уровень вовлечения диаспоры, причем этот уровень будет продолжать расти еще долго. Как следствие, размеры сумм, собираемых в том числе в ходе телемарафона, а также объемы инвестиций из диаспоры будут в разы больше, чем сейчас.
Узнайте больше на сайте: https://armeniatoday.news/ru/news/10902