В Красноярске продолжается поэтапное восстановление оборудования легендарного "Борта Тюрикова" - самолёта "Дуглас С-47", эвакуированного с Таймыра в 2016 - 2017 годах в рамках экспедиции Русского географического общества.
Работы ведёт команда поискового отряда "Трасса" Военно-инженерного института Сибирского федерального университета во главе с членом РГО, участником экспедиции по эвакуации "Дугласа" Александром Матвеевым.
На этот раз объектом реставрации стал один из блоков радиооборудования С-47. Электромашинный преобразователь напряжения или "умформер" когда-то обеспечивал высоким напряжением блок радиокомпаса самолёта. Он был извлечён участниками экспедиции из болота при прочесывании места аварийной посадки при помощи металлоискателя.
- Устройство провело почти 70 лет в самом губительном для техники положении. Половина корпуса была под водой, вторая половина выступала из болота. Коррозия в таких условиях была настолько сильной, что часть деталей просто исчезла, превратившись в ржавую труху. Это хорошо видно по табличке преобразователя. Половина её полностью растворилась. На сохранившейся части можно прочитать название изготовителя "General Electric" и год выпуска -- 1942.
Первоначально никто из команды реставраторов не предполагал, что этот кусок глины и ржавчины снова сможет вращаться, мощно гудеть и вырабатывать высокое напряжение. Стояла задача восстановить внешний вид и создать добротный экспонат для будущего музея. Но по мере работ по очистке, отмачиванию, пропитыванию, реставрации утраченных деталей вдруг стало ясно, что устройство не безнадёжно. Тут уже возник азарт: "А не слабо ли нам...".
Результат превзошёл все ожидания, устройство отреставрировано до рабочего состояния, испытано под нагрузкой и сохранило более 80 процентов оригинальных деталей.
- Команда получила бесценный опыт и приглядывается к новым трофеям, спасенным из тундры, - сказал руководитель отряда "Трасса" Александр Матвеев.
До этого силами краевого отделения РГО были полностью отреставрированы основное шасси самолёта и блок управления радиокомпаса. Кроме того, удалось восстановить вилку хвостового колеса, которая была переломлена пополам при аварийной посадке. Фюзеляж самолёта установлен на центроплан.
Приняты все необходимые меры для обеспечения безопасности "Дугласа". Установлено современное металлическое ограждение вокруг самолёта, ведётся видеонаблюдение. Все съёмные детали помещены в контейнеры.
Ведутся переговоры о восстановлении этого ценнейшего экземпляра до состояния музейного экспоната с привлечением профессионалов.
Впоследствии "Борт Тюрикова" должен стать интерактивным образцом будущего Парка-музея освоения Севера, который планируется создать на острове Молокова в Красноярске.
В декабре 2018 года экспедиция "Борт Тюрикова. Возвращение" стала победителем премии Русского географического общества в номинации "Лучшая экспедиция по России". Её вручил лично президент РФ, председатель попечительского совета РГО Владимир Путин.
Владислав ВЛАСОВ.
Фото автора.
Красноярск.