Вопрос о буддийской практике:
В каком направлении двигаться? С чего начать? Какие источники рассматривать в первую очередь?
Сейчас я понимаю практику как вылупление из яйца.
Выход из тех оболочек, которые нас охватывали. Вылупление из того, что заслоняло безграничную мудрость.
Поэтому практика должна быть не очередной заботой, а вспомогательным средством в этом вылуплении.
Иначе многие люди сбиваются с пути: занимаются медитацией, теоретической учёбой, ритуалами и так далее, как видом деятельности. Тогда как это должно быть лишь усилием по высвобождению.
Обычно наши дела — как оболочки, которые погружают нас в заданные условия. Мы принимаем некие правила игры, порядки, привычную колею. И буддийская практика, когда её новизна тускнеет, тоже для многих становится такой колеёй, процедурой, которая помогает лучше себя чувствовать, но не освобождает по-настоящему.
Поэтому с самого начала нужно установить правильное отношение. Заниматься так, чтобы не создавать себе новых оболочек, не сделать это чем-то отодвинутым от собственного центра. Иными словами, спросите из сердца: чего вы хотите достичь?
И, созерцая ответ, конденсирующийся в сердце, вы сможете обратить внимание на действующие силы и причины ситуации: как можно продвигаться?
Например, если вы хотите уменьшить суету в жизни — то как? С какими причинами надо поработать?
Когда вы обращаете внимание на этот вопрос, что появляется в качестве ответа?
Например, вы мысленно наблюдаете причины суеты и осознаёте некое взбудораженное качество, похожее на дурную привычку, что как бы подхлёстывает вас жить на бегу и делает осознанность поверхностной. Время утекает в болтовне и невнимательной суете, вместо ясного и глубокого понимания, что происходит.
Поэтому нужно сделать остановку на мгновение, паузу, чтобы стряхнуть поверхностность — и нырнуть в реальность полностью, воспринять по-настоящему открыто.
Вот так я советую подходить ко практике. Искать в ней воссоединения с сердцем, с цельностью мира, сделать её процессом освобождения. Наблюдайте этот процесс, осознавайте — и благодаря этому вы сможете продвигаться в освобождении.
Второй пример: допустим, вы хотите прекратить ошибки и заблуждения. Раскрыть мудрость будды. Как это сделать? В чём причины, которые здесь действуют?
Вы наблюдаете жизнь в поисках ответа, и постепенно знание проявляется. Вы замечаете засевшие внутри предрассудки и дурные отношения. Они как колышки, прибившие ваши огромные крылья к земле.
Поначалу может быть трудно видеть ответы и даже ставить правильные вопросы. Бывает накоплено много тупости, привычного напряжения и волнения, что делает видение поверхностным. Но, когда вы делаете паузу, то поток волнения и поверхностности оседает, отодвигается от глаз, и вам удаётся взглянуть на него со стороны.
Постепенно растёт опыт спокойного, свободного состояния, даже при взгляде на то, что волновало, принуждало и мешало видеть ясно.
Поэтому для раскрытия мудрости, ясного видения помогает успокоение, медитация. Но не тупое успокоение, не медитация погружения в оболочку самодовольства и тому подобного… а успокоение отпускания, открытия ясности. Свободы принятия реальности.
Потому что если отклониться в успокоение тупости и пассивности, то придёт цепляние за спокойный кайф, пассивность будет расти, и энергия потускнеет и истощится. И наоборот, когда ясно видишь, каким должно быть спокойствие, вы сможете медитировать, не теряя остроту осознанности, а расширяя её, шаг за шагом, на все моменты жизни.
Постепенно спокойствие и ясное, чистое видение будут прорастать во всех ситуациях, дойдя до самых трудных.
Итак, вот практика: не теряя центрального положения в сердце, вы находите пути развития. Освобождаетесь, счищаете заблуждения шаг за шагом; ясное спокойствие всё полнее проявляется, распространяясь на все обстоятельства.
Вы не теряете способности ощущать мир, но эти ощущения перестают захватывать вас настолько, чтобы сделать поверхностным и неосознанным.
Так все мгновения жизни становятся полнее, искреннее, беспристрастнее, легче.
Прояснившаяся ясность помогает увидеть то, что называют нашей изначальной природой. То, что вся эта настоящесть, полноценность проживания не исчезает даже тогда, когда мы в ошибках и заблуждениях.
И поэтому нам не нужно бесконечно сражаться с бесконечными заблуждениями. Даже когда они приходят, созерцание и незахваченность могут продолжаться.
Мы просто исследуем заблуждения — и этим растворяем их. И их причины.
Так воплощается единство обычной жизни и безграничности.
Подытоживая: практика — это Три высших упражнения.
- Упражнение в мудрости (ясном видении).
- Упражнение в успокоении (прекратить взбудораживаться).
- Упражнение в дисциплине (не терять единства с истинным намерением сердца; отпускать охваченности и принуждённости).
При таком подходе можно получать пользу от очень многих практик. Для начала, можно почитать «Вводную беседу» Мастера Шен Яня, с обзором дзенских методов, и попробовать приведённую там медитацию.
Вообще, заглядывайте на сайт «Русское Дзендо» — скажем, в «Путеводитель» — и читайте и смотрите те материалы, которые вас заинтересуют хотя бы по названию. Я так делал: изучал то, что казалось близким на тот момент — и это оказался неплохой способ учёбы.
Если что-то осталось непонятно или не очевидно — пожалуйста, пишите, постараемся разобраться.