Найти тему
Театр "Сова"

Опять премьера

Когда не в первый раз по своей воле идёшь на какой-то спектакль, то предвкушаешь как встречу со старыми друзьями. Привлекает уже не новизна, а именно желание вновь увидеть понравившееся, вновь получить приятные впечатления.

Так мы снова и снова перечитываем любимые книги или говорим гарсону «как всегда», имея в виду любимое вино.

Но перед спектаклем «Чехов из-под дивана» в легко и надолго полюбившемся театре «Сова» к этому состоянию добавилось некоторое напряжение. Посмотрю-то с удовольствием, но ведь потом надо опять писать рецензию.

А предыдущая была меньше месяца назад. И что писать? Повторяться нельзя, а высасывать из пальца не хочется.

Опасения эти развеялись с первых минут спектакля. А к его концу возникло и укрепилось ощущение весьма приятного парадокса: это тот же самый, но другой «Чехов».

На первом уровне восприятия этому способствовало изменение последовательности новелл. Вообще блоковая структура спектакля позволяет дополнительно поддерживать ощущение новизны и у заядлых театралов, приходящих на понравившееся представление не по одному разу, и у актёров, несколько снижая для них неизбежное давление репертуарности.

В целом же выбор такого материала для постановки способствует продлению сценической жизни спектакля.

За этим может читаться лукавая корысть режиссёра, естественно заинтересованного в долгой жизни удачного спектакля, но нельзя утверждать однозначно, что это так. Более того, создав что-то, иной творец охладевает к созданному и хочет сделать что-то новое. В любом случае спектакль от этого только выигрывает.

А вот на втором уровне восприятия начинаешь понимать, почему «Чехов», как и другие спектакли «Совы», не надоедает ни режиссёрам, ни актёрам, ни зрителям. Дело в том, что актёры не повторяют из раза в раз одни и те же сцены, диалоги и так далее, а импровизируют в разумных драматургических рамках.

Поэтому каждый спектакль – новый, каждый спектакль – немного премьера. При этом Чехов остаётся Чеховым, не превращаясь в режиссёрскую отсебятину. Нахождение этого неуловимого баланса и есть искусство импровизации. Как он нащупывается – интуитивно или методично расчётливо – таинство режиссёрского таланта. Пусть оно таинством и остаётся.

-2

Мысленно ставя себя на место драматурга – в данном случае А. Чехова, – понимаешь, что такая работа с его материалом ему бы наверняка понравилась. Дух автора сохранён, сюжет сохранён, юмор сохранён, но спектакль живой и развивающийся, а не являет собой застывший в веках мёртвый памятник.

Не в первый раз наблюдая вышеописанное явление, испытываешь едва ли не гордость за отечественную культуру, в которой имеется такое направление театральной школы, как школа драматической импровизации.

И увидев в который раз в афише этот или любой другой спектакль театра «Сова», понимаешь: опять премьера!

Алексей Шевцов специально для театра "Сова".

Посмотреть образы, созданные актерами, можно тут