15 ноября 1988 года советский орбитальный корабль-космоплан «Буран» совершил свой первый и единственный полет. Он был ответом на аналогичный американский проект Space Shuttle и задумывался как военная система. Космический корабль был запущен с космодрома Байконур при помощи ракеты-носителя «Энергия». Продолжительность полета составила 205 минут, корабль в беспилотном режиме совершил два витка вокруг Земли, после чего произвел посадку на аэродроме Юбилейный на Байконуре. В 1990 году работы по программе «Энергия — Буран» были приостановлены, а в 1993 году программа окончательно закрыта. В связи с этим мы решили рассказать о пяти великих проектах СССР, которые были свернуты. «БУРАН» «Буран» изначально задумывался как военная система. Он создавался как ответ шаттлу. В СССР сделали вывод, что американский корабль сможет нести ядерные боеприпасы и атаковать ими территорию СССР практически из любой точки околоземного космического пространства. Для посадок космоплана «Буран» была специально оборудована усиленная взлетно-посадочная полоса (ВПП) на аэродроме Юбилейный на Байконуре. Полноразмерный аналог «Бурана», имевший обозначение БТС-002(ГЛИ), был изготовлен для летных испытаний в атмосфере Земли. В его хвостовой части стояли четыре турбореактивных двигателя, позволявших ему взлетать с обычного аэродрома. Свой первый и единственный космический полет «Буран» совершил 15 ноября 1988 года. Космический корабль был запущен с космодрома Байконур при помощи ракеты-носителя «Энергия». Продолжительность полета составила 205 минут, корабль совершил два витка вокруг Земли, после чего произвел посадку на аэродроме Юбилейный на Байконуре. Полет прошел без экипажа в автоматическом режиме с использованием бортового компьютера и бортового программного обеспечения, в отличие от шаттла, который традиционно совершает последнюю стадию посадки на ручном управлении. В 1990 году работы по программе «Энергия — Буран» были приостановлены, а в 1993 году программа окончательно закрыта. Единственный летавший в космос «Буран» был разрушен в 2002 году при обрушении крыши монтажно-испытательного корпуса на Байконуре, в котором он хранился вместе с готовыми экземплярами ракеты-носителя «Энергия».
ЛАЗЕРНОЕ ОРУЖИЕ В 1961 году США разместили в Турции ядерные ракеты «Юпитер», способные достичь Москвы и ударить по другим важным военно-промышленным объектам СССР. В ответ Советский Союз разместил на Кубе собственные военные части, на вооружении которых находилось и атомное оружие. Противостояние получило название «Карибский кризис» и чуть было не привело к полномасштабной ядерной войне. Это заставило лучшие советские умы задуматься о создании боевого лазера. Так вскоре появился проект «Омега», целью которого было создание лазерной системы противовоздушной обороны. Чтобы выполнить возложенные на установку задачи, то есть сбивать вражеские самолеты и крылатые ракеты, энергия лазерного луча должна была составлять не менее 8 МДж, что практически равняется энергии взрыва зенитной ракеты. Такая мощность объяснялась необходимостью быстрого уничтожения цели до того, как она выполнит боевую задачу, например сбросит бомбу. В 1972 году уже была готова опытная модель, в которой вместо боевого лазера был установлен имитатор излучения, обладающий куда меньшей энергией. С помощью имитатора специалисты сначала испытали систему наведения, а также нашли ряд недочетов. Полученные данные позволили им создать более эффективную систему лазерного ПВО — «Омегу-2», в которой уже присутствовал не имитатор, а самый настоящий боевой лазер. Первые испытания «Омеги-2» состоялись 22 сентября 1982 года. Установка без труда поразила мишени. Однако лазерное ПВО так и не смогло превзойти существующие зенитно-ракетные комплексы.
ЛЕТАЮЩИЙ ТАНК Идею о настоящем летающем танке выдвинул американский инженер Уолтер Кристи. В 1932 году он предложил установить крылья к пятитонному колесно-гусеничному танку. Получившаяся боевая машина обеспечила бы быстрое десантирование боевой техники в район боевых действия. Идеи Уолтера Кристи, впрочем, так и остались на бумаге. Великая Отечественная война, ставшая катализатором развития советской военной промышленности, вновь подстегнула интерес к летающему танку. Работы по его созданию начались в самое тяжелое время войны — в декабре 1941 года. Авиаконструктор Олег Антонов должен был наладить серийное производство летающего танка, получившего индекс А-40, в самые короткие сроки и с минимальными финансовыми потерями. В отличие от своих коллег Уолтера Кристи и Арама Рафаэлянца, авиаконструктор не стал придумывать концептуально новый танк, а взял за основу своей боевой машины уже принятый на вооружение Красной армии легкий танк Т-60, весивший около 6 тонн и имевший на вооружении 20-миллиметровую пушку и 7,62-миллиметровый пулемет. Получившееся изобретение представляло собой танк Т-60 с прикрепленными к нему в четырех местах деревянными крыльями. Вся конструкция поднималась в воздух при помощи буксировочного самолета, а затем отцеплялась в воздухе. Танк планировал до места посадки, а приземлившись, сбрасывал деревянные крылья и практически сразу мог вступать в бой с противником. Однако скорости танка не хватало, чтобы подняться в воздух. Максимальная скорость Т-60 составляла 45 км/ч, а требовалось как минимум 110 км/ч. Поэтому было принято решение взять танк на буксир с помощью самолета. Полномасштабные испытания решились провести только 2 сентября 1942 года. В качестве самолета-буксировщика использовали бомбардировщик ТБ-3. Прикрепленный к нему танк Т-60 максимально облегчили, сняв инструментальный ящик и башню, а также слив практически все топливо. Что касается бомбардировщика ТБ-3, то его также постарались облегчить и увеличили мощность его четырех двигателей до 970 л. с. Буксировщик разогнался и взлетел на скорости 130 км/ч, но скорость подъема летающего танка была слишком низкая. В итоге скорость увеличили до 140 км/ч, но конструкция тем не менее начала снижаться. Двигатели ТБ-3 начали перегреваться, в итоге летающий танк, достигший высоты почти в 40 м, был отцеплен. А-40, управляемый летчиком-испытателем Сергеем Анохиным, успешно приземлился, сбросил крылья, завелся и отправился к командному пункту аэродрома Быково. В целом испытания летающего танка А-40 были признаны успешными. Но они выявили ряд серьезных недочетов и ошибок. Единственный самолет, способный полностью реализовать замысел Антонова, — это стратегический бомбардировщик Пе-8, обладающий необходимой грузоподъемностью и двигателями нужной мощности. Но в то время их было очень мало, использовать Пе-8 для буксировки летающих танков было нецелесообразно. Таким образом, этот проект СССР был свернут.
15 ноября 1988 года советский орбитальный корабль-космоплан «Буран» совершил свой первый и единственный полет. Он был ответом на аналогичный американский проект Space Shuttle и задумывался как военная система. Космический корабль был запущен с космодрома Байконур при помощи ракеты-носителя «Энергия». Продолжительность полета составила 205 минут, корабль в беспилотном режиме совершил два витка вокруг Земли, после чего произвел посадку на аэродроме Юбилейный на Байконуре. В 1990 году работы по программе «Энергия — Буран» были приостановлены, а в 1993 году программа окончательно закрыта. В связи с этим мы решили рассказать о пяти великих проектах СССР, которые были свернуты. «БУРАН» «Буран» изначально задумывался как военная система. Он создавался как ответ шаттлу. В СССР сделали вывод, что американский корабль сможет нести ядерные боеприпасы и атаковать ими территорию СССР практически из любой точки околоземного космического пространства. Для посадок космоплана «Буран» была специально оборудована усиленная взлетно-посадочная полоса (ВПП) на аэродроме Юбилейный на Байконуре. Полноразмерный аналог «Бурана», имевший обозначение БТС-002(ГЛИ), был изготовлен для летных испытаний в атмосфере Земли. В его хвостовой части стояли четыре турбореактивных двигателя, позволявших ему взлетать с обычного аэродрома. Свой первый и единственный космический полет «Буран» совершил 15 ноября 1988 года. Космический корабль был запущен с космодрома Байконур при помощи ракеты-носителя «Энергия». Продолжительность полета составила 205 минут, корабль совершил два витка вокруг Земли, после чего произвел посадку на аэродроме Юбилейный на Байконуре. Полет прошел без экипажа в автоматическом режиме с использованием бортового компьютера и бортового программного обеспечения, в отличие от шаттла, который традиционно совершает последнюю стадию посадки на ручном управлении. В 1990 году работы по программе «Энергия — Буран» были приостановлены, а в 1993 году программа окончательно закрыта. Единственный летавший в космос «Буран» был разрушен в 2002 году при обрушении крыши монтажно-испытательного корпуса на Байконуре, в котором он хранился вместе с готовыми экземплярами ракеты-носителя «Энергия».