«Смешарики» — пожалуй, первый постсоветский мультфильм, не вызвавший тотального неприятия аудитории. Этот российский мультсериал, созданный в рамках образовательного проекта «Мир без насилия», очень скоро полюбился и детьми и взрослыми. «Семья» Смешариков — модель общества, окружающего ребенка в реальной жизни, а мир Смешариков — вымышленный мир, где все события основаны на реальных ситуациях, поведение персонажей основано на доброжелательном и открытом отношении к миру, а каждая серия — простая история-метафора, окрашенная обаянием и необычностью участвующих в ней персонажей.
Мало кому известно, что одним из режиссеров «Смешариков» является наша соотечественница – художница Наталья Мирзоян, беседа с ней началась с истории её отъезда в Санкт-Петербург…
— Я родилась и выросла в Ереване. В Питер переехала в 22 года — очень хотела стать настоящей художницей. Хотя к тому времени уже была членом Союза художников Армении, были персональные выставки. Но мне хотелось поучиться в Петербурге. Поступила на факультет станковой графики, в Институт декоративно-прикладного искусства. И параллельно устроилась работать аниматором в «Смешариках», которые тогда только-только начинались как сериал. У меня до этого был небольшой опыт работы на телестудии "Шогакат" — мы делали клипы и телевизионные заставки с режиссером Наирой Мурадян. Я совсем не планировала становиться аниматором, и тем более режиссером. Но потом меня это так увлекло, что я бросила институт.
— И сколько выпусков вы отсняли?
— Если честно, уже потеряла счет. Думаю около тридцати. И еще несколько по "Пин-коду" — это тоже «Смешарики», но серии более прикладного характера…
— А как зародилась эта идея? Это адаптация некой загранверсии?
— «Смешарики» абсолютно наш проект. Идея родилась у Анны Мальгиновой, затем собралась отличная команда из композиторов, режиссеров, сценариста (просто великолепного) и, конечно, продюсера. И произошло маленькое чудо!
— То есть «Смешарики» — плод «коммунарного» творчества?
— Да, но лично я при этом не присутствовала. Я пришла, когда проект уже существовал около года. Все дело в хорошей команде.
— А что именно вы считаете вашим личным вкладом в "Смешарики"?
— Я просто их полюбила и постаралась продолжить начатую традицию делать хорошие истории. Работая, я училась — ведь у меня нет никакого анимационного и режиссерского образования.
— У вас есть работы, успевшие «засветиться» на международных фестивалях. Это ваше индивидуальное творчество?
— У меня два авторских фильма — «Дерево детства» и «Чинти». Премьера обоих состоялась на Берлинском фестивале — в конкурсе Berlinale Generation Kplus. Первый фильм побывал на многих фестивалях, получил несколько призов. Фестивальная жизнь второго началась недавно, но, по-моему, уже идет успешнее первого. Он уже попал в конкурсы наиболее важных фестивалей — Аннеси во Франции и Хиросимы в Японии.
Фильмы эти полностью созданы мной, исключая звуковое оформление. Здесь мне помогают мои постоянные соавторы: звукорежиссер Игорь Яковель и композиторы Марина Ланда и Сергей Васильев. Они же работают на «Смешариках», так что у нас уже крепкая команда.
— А кого из армянских мультипликаторов любите?
— Я очень люблю фильмы Саакянца, горжусь, что являюсь его соотечественницей. Также мне очень нравится творчество Наиры Мурадян, с которой я раньше работала.
— А как насчет участия в армянских фестивалях?
— Мой фильм «Дерево детства» был представлен в Ереване на Международном фестивале анимационного кино «Реанимания» и даже получил там какой-то приз. Второй я тоже послала на селекцию — надеюсь, он попадет в конкурсную программу.
— О чем он?
— Мой новый фильм навеян поездкой в Индию. Он про муравья, который нашел билетик с изображением Тадж-Махала, влюбился в здание и решил построить свой собственный Тадж-Махал, вместо того чтобы строить всю жизнь муравейник. Финал достаточно неожиданный, так что лучше его не раскрывать. Сделан фильм полностью из разных сортов чая. В интернете его пока нет, так что посмотреть можно только на фестивалях.
— А почему бы не сделать из сортов наших трав — урц, дахц, нана, шушан и т.д.?
— Да, хорошая идея! Кстати, мой следующий фильм связан с Арменией. И травы эти я обожаю. Так что спасибо за идею!