Найти в Дзене
Алегрия

Юлиан Рихтер: взрослый, который знает о детских площадках все

Оглавление

Юлиан Рихтер – эксперт мирового уровня, перевернувший наши представления о том, каким должно быть место для игры в городской среде. В Советском Союзе его имя узнали  в 1988 году. Тогда впервые была издана книга «Проектирование детских игровых площадок», где Рихтер был одним из соавторов.

До появления этого издания в нашей стране площадки создавались однообразно: спортивные снаряды, горка, песочница, качели. Организация детских зон того времени подчинялась идее однотипной застройки микрорайонов. Но идеи Рихтера заставили советских проектировщиков пересмотреть свой взгляд на создание игровой среды.

Собственные разработки он привез в Россию в конце 2000-х годов. Это были игровые территории, созданные с помощью объектов из натуральных природных материалов — дерева и камня. Но его проекты по-прежнему отличались от привычных для того времени дворовых вариантов — с яркими пластиковыми горками и бетонными песочницами.

Детская площадка в Москве, 1975 год
Детская площадка в Москве, 1975 год

Детские площадки: точка  профессионального роста

Тематика игр тесно переплетается с жизнью Рихтера. Сразу после окончания Высшей инженерной школы Розенхайма (Германия) в 1971 году, он начал заниматься разработкой и проектированием детских зон для активного отдыха.

Тогда же он озадачился вопросами создания особого игрового пространства в условиях плотной городской застройки.

В 1977 году Рихтер основал компанию Richter Spielgeräte GmbH, которая занимается разработкой и продажей оборудования для детских площадок. Предприятие обладает особым мировоззрением, которое помогло ему выйти на лидирующие позиции по продажам на мировом рынке. Суть этой философии можно передать в 3 тезисах:

  • Общество должно предоставить ребенку возможности играть.
  • Самоопределение и развитие личности – основные задачи, решаемые с помощью игровой площадки.
  • Окружающую среду нужно беречь, поэтому производство должно быть максимально экологичным.

Кроме того, Юлиан Рихтер является разработчиком системы критериев оценки тестирования для стандартов безопасности EN (European Harmonized Standard for Commercial Playground Equipment), которой должна соответствовать вся продукция и оборудование для детских площадок в Европе.

Европейский комитет по стандартизации, сертификации и обслуживанию оборудования детских площадок выбрал его своим Председателем. Кроме этого, он — действующий Член IPA (Международной Ассоциации игры).

Детская площадка в России, разработанная Richter Spielgeräte GmbH
Детская площадка в России, разработанная Richter Spielgeräte GmbH

Рихтер о детских площадках: основные идеи

Рихтер занимается разработкой игровой среды уже более 40 лет. Он  пришел к выводу, что площадка должна выполнять следующие функции:

  • обеспечивать ребенку безопасность;
  • создавать условия для игры и обучения.

Для их выполнения территорию необходимо снабдить разнообразным оборудованием, использовать природные материалы с различными фактурами.

В такой среде малыши и подростки учатся более детально видеть, слышать и ощущать окружающий мир. У них появляется возможность получать больше  полезного опыта.

Прежде чем обустроить игровую среду, нужно понять особенности района, где она будет находиться. Социальная и экономическая ситуации, количество и возраст детей – эти факторы необходимо учитывать для успешной реализации проекта.

Один и тот же тип площадки может быть популярным в одном квартале, и оказаться без посетителей в другом. Желание освоить площадку, сделать ее своей, – вот что представляет важность для детей. Именно этого нужно добиваться при разработке новой игровой зоны.

Детская площадка в России, разработанная Richter Spielgeräte GmbH
Детская площадка в России, разработанная Richter Spielgeräte GmbH

Идеальное игровое пространство

Самое важное, с точки зрения Рихтера, не то, какие площадки можно делать, а то, как их нужно делать. Нужно помнить, что главные герои здесь дети. А само место – только объект для игры, причем, не единственный.

В каждом проекте должны быть заложены возможности, помогающие ребенку развиваться:

  • Самоопределение. Дети должны уметь делать свой выбор и отвечать за его последствия.
  • Совместные игры. Прекрасно, когда малыши и подростки могут вместе проводить время.
  • Отсутствие заранее продуманных правил. Ребенок быстрее обучается новым навыкам, когда принимает собственные решения.

Идеально продуманная территория вмещает всех: и малышей с мамами, и подростков, склонных к активным играм.

Каждая площадка должна быть адаптирована и к детям с различными особенностями здоровья. С помощью оборудования можно создать условия, когда все могут играть вместе. Например, использовать пандусы для колясочников, контрастные и рельефные рисунки для слабовидящих детей.

Интересный факт

Ребенок отличается от взрослого тем, что умеет смотреть на проблемы с легкостью, всегда готовый к неожиданным решениям. В компании Рихтера при приеме на работу обязательно уточняют, сможет ли игра стать стилем жизни для нового специалиста? Это важное умение для тех, кто создает среду для активного отдыха детей. Поэтому раз в год Richter Spielgeräte GmbH всем коллективом, а это 80 человек, отправляются кататься на каруселях. По мнению Юлиана Рихтера, только так можно понять, какими глазами малыш будет смотреть на мир со своей новой детской площадки.