Пушки, которые должны были его заменить
Продолжение, первая часть вот тут:
Заменить ШВАК Часть 1 - зачем?
Итак, в первой части мы сравнили ШВАК и Б-20 с аналогами. В принципе, выяснилось что пушки всех оппонентов были примерно на одном уровне.
Сразу видна главная проблема снаряда ШВАК - он слишком легкий. Легче его только снаряд пушки MG-FF, которую немцы в ходе войны снимали с производства и меняли на MG-151/20. Безусловно, ШВАК прекрасно компенсировал недостаток мощи снаряда скорострельностью. Но - все же снаряд 20х99R ШВАК, старый, спешно переделанный из 12,7мм пулеметного патрона как временная мера, продолжал ограничивать возможности развития вооружения. СССР вел работы сразу по двум направлениям - с одной стороны, развивал 23-мм снаряды на основе нового боеприпаса 23х152. Честно говоря боеприпас получился ну откровенно слишком мощным для применения в авиации тех лет, разгоняя 200-граммовый снаряд до скорости в 890 метров в секунду.
Такой мощный патрон автоматически и привел к тому, что создать легкую автоматическую пушку под него оказалось просто невозможно. Лучшая 23-мм пушка СССР - пушка Волкова-Ярцева, ВЯ-23
Сама по себе пушка ВЯ-23 весила вполне приемлемо - чуть более 60 килограммов. Но мощнейшая отдача (энергия выбрасываемых в минуту снарядов у ВЯ-23 в полтора раза превосходила немецкую 30-мм МК-108) вынуждала устанавливать ее на специальный лафет, который гасил отдачу - и этот лафет добавлял еще 42 килограмма веса, общий вес системы переваливал за 100 килограммов, а с лентой на 150 патронов и лафетом вес оказывался более 200 килограммов - никакого смысла ставить такую тяжелую пушку на истребитель просто не было.
Но кроме работ по 23 мм пушек, которые сами по себе являются темой интересного рассказа, в СССР приехали закупленные в Европе образцы вооружения и среди них - автоматическая пушка "эрликон" и боеприпасы к ней.
Еще до войны на базе снаряда "эрликона" был разработан советский вариант, 20х110 мм.
Оставалось сделать пушку. За дело взялись сразу несколько оружейников. Вряд ли кто-то вспомнит человека, которого звали Ян Янович Атслег - но именно он в 1934 году разработал автоматическую пушку под мощный патрон 20х128 (длинный солотурн), а в 1937 адаптировал ее под новый 10х110 мм.
Не сидели без дела и создатели знаменитого ДШК - Дегтярев и Шпагин. В том же 1937 году они представили свою 20-мм авиационную пушку ДШАК
Но обе пушки не слишком устроили ВВС - скорострельность была явно ниже чем у ШВАК. И на этом явносказались ошибки уже самих ВВС - патрон 20х110, который был взят за основу, в чем-то был очень хорош. Например в том, что на его базе можно было сделать и зенитные, и авиационные пушки - большая гильза бутылочной формы позволяла разместить намного больших заряд пороха чем в патроне ШВАК или немецкой МГ-151/20.
Однако тут же, рядом, был совсем другой пример - у Люфтваффе все было иначе. Немцы для 20-мм зенитных пушек Flack использовали даже не обычный "soloturn" 20 на 110, а мощный снаряд 20х138В, который называли длинный "soloturn" - который был еще мощнее чем обычный "soloturn" 20х100. А вот для авиапушек - намного менее мощный 20х80, с практически таким же снарядом но намного меньшей дульной энергией а значит - и отдачей.
Неспроста немцы пошли на создание двух разных снарядов для зениток и авиапушек. Из ТТХ советских авиационных пушек под патрон 20 х 110 видно, что при высокой начальной скорости полета снаряда никак не удается добиться высокой скорострельности - более 600 выстрелов в минуту. Задачка оказалась весьма сложной - англичане со своей лицензионной версией пушки Oerlikon, более известной как Hispano-Suiza HS.404, намучались точно так же - сумев выйти на скорострельность в 740 выстрелов в минуту при более-менее приличной надежности только на версии MK V в 1944 году - для авиационных пушек, фактически на дистанциях стрельбы до 200 метров, такой патрон был просто излишне мощным.
Тем не менее ВВС настаивали на перспективности именно этого патрона. В 1941 году попытку переделать свой 12,7мм пулемет БК в пушку предпринял Михаил Евгеньевич Березин.
Но конструктор заболел, доводка пушки шла тяжело - а кроме того, параллельно за дело взялись создатели ШВАК, Семен Владимирович Владимиров и Борис Гаврилович Шпитальный.
Обе пушки, В-20 и Ш-20, были очень похожи конструктивно, и построены, в отличии от остальных советских авиапушек, по схеме с коротким ходом ствола. Это дало им неожиданное преимущество - в синхронном варианте они теряли в скорострельности меньше чем Б-20. Если в варианте мотор-пушки скорострельность была примерно равной, то в синхронном В-20 выдавала порядка 700 выстрелов в минуту против 600 у Б-20 (уже после переработки под патрон 20х99R ШВАК). Но, как известно, наши недостатки это продолжения наших достоинств. Из-за выбранной схемы В-20 стреляла с закрытого затвора, и когда в нагретый патронник попадал снаряд - появились случаи самопроизвольных выстрелов, исправить этот недостаток так и не удалось.
Б-20 под новый патрон 20х110 оказалась очень и очень хорошей пушкой, возможно это была лучшая авиапушка в мире с большим потенциалом. При массе всего в 28 килограммов она имела скорострельность в 750 выстрелов в минуту и скорость полета снаряда 920 м/с. Вот только в 1942 году было абсолютно однозначно ясно, что ставить во время войны в производство новый 20-мм снаряд просто невозможно, и патрон 20х99R так и останется основным для ВВС. Б-20, как и конкурентов, пришлось переделывать под патрон ШВАК.
И вот тут - опять проблемы. Дело в том что снаряд ШВАК фактически адаптировался под пушку ШВАК - и из-за особенностей ее конструкции с тем самым уникальным 10-позиционным барабаном подачи снарядов он был сделан с рантом. То есть закраиной. А куда более современный 20-х110 "солотурн", так же как и сделанный на его базе 20х110 тульский патрон, были уже без ранта, как и советский 12,7мм пулеметный патрон под который изначально был разработан пулемет УБ.
В итоге конструкцию Б-20 пришлось перерабатывать довольно серьезно. Конструкция затвора была изменена почти полностью, узел запирания - переделан, если не схематически, то конструктивно. Фактически это была полная переработка пушки. Все это не могло быть сделано быстро, и в результате массово устанавливаться на самолеты пушка Б-20 стала только в 1944 году, а доводилась до ума и в 1945 - у первых партий были задержки при стрельбе. Правда, появился и плюс - Б-20 при переделке под менее мощный патрон стала легче на 3-4 килограмма, в зависимости от варианта.
К этому времени, наконец, появилась возможность, заняться вопросом замены патрона 20х99R ШВАК новым снарядом. Однако 20х110 к этому моменту оказался в аутсайдерах - и справедливо. Война показала, что для малокалиберных авиапушек нужен другой снаряд.
На сцену вышли боеприпасы уже нового поколения, первым из которых стал 23х115, представлявший собой гильзу 14,5мм патрона от бронебойного ружья ПТРД с вставленным в нее снарядом от пушки ВЯ, точнее от патрона 23*152мм. Этот патрон, как раз по опыту войны, сочетал в себе мощный 23-мм снаряд, по массе превосходивший практически любой снаряд калибра 20-мм, и весьма умеренный для такого калибра пороховой заряд, позволявший создавать легкие скорострельные авиационные пушки.
Вот так и получилось - принятый временная мера снаряд 20х99R, представляющий собой спешную переработку пулеметного патрона 12,7х108 под конкретный образец оружия, чтобы только побыстрее дать ВВС хоть какую-то 20-мм пушку, оставался основным для пушек ВВС СССР всю вторую мировую войну - а более перспективный 20х110 не мог быть поставлен в большую серию, не было возможности - шла война, и останавливать налаженное производство 20-мм патрона ШВАК и всего оружия под него было просто невозможно. А затем, ближе к концу войны, 20х110 уже не мог выдержать сравнения с новыми, мощными 23-мм патронами. Все что удалось советским оружейникам - немного увеличить снарядик, чтобы поместить в него 6,75 грамма взрывчатки.
А что если...
А вот если, да. Известно, что патрон ШВАК старались не сильно менять, чтобы сохранить совместимость со уже выпущенными пушками, да и более мощный пороховой заряд в маленькую гильзу не помещался. А нужен ли он был, более мощный заряд? Немецкий патрон MG-151/20 был вообще всего лишь 20х80, на 2 см короче советского 20х99R - но спокойно работал со снарядом весом до 115 граммов. Да, гильза у немца немного шире - но ведь совсем чуть-чуть...
А если бы и ШВАК переделать по образцу немецкого патрона? То есть не стесняться, и увеличить размер и вес снаряда - до тех же 120 граммов. Да, мы потеряли бы начальную скорость - пусть она упала бы на те же 20%, и была бы не 800, а 650 метров в секунду. Неприятно, но учитывая что дистанции стрельбы в воздушном бою фактически до 200 метров - не так страшно. В конце концов, у самих немцев на MG-151/20 начальная скорость ОФ снаряда - 640 метро в секунду, а миненгешосса - 705 метров в секунду - что совершенно не мешало немецким пилотам. К тому же более длинный снаряд - это более высокая поперечная нагрузка, то есть лучше баллистический коэффициент. Глядишь, и выиграли бы что-нибудь на дальних дистанциях.
При этом - вес снаряда ШВАК растет до 120 граммов, и при скорострельности в те же 850 выстрелов в минуту вес минутного залпа ШВАК дошел бы до 102 килограммов - это рекорд для 20-мм пушек. Да и места в большом снаряде было бы, естественно, больше, и уж хотя бы 10 граммов взрывчатого вещества уместить туда было бы вполне реально - а это дает 8,5 килограммов взрывчатки, вылетающей из ствола в минуту - что могли бы превзойти только немецкие миненгешоссы.
У этой идеи лично я вижу один недостаток - то с чего она начиналась: "если бы". Вот если бы ... тут с ходу можно назвать кучу причин, по которым эта идея ни за что не могла бы быть реализована. Начиная от необходимости сохранить совместимость с главной деталью пушки ШВАК - барабаном подачи снарядов, обеспечивавшим плавную 10-позиционную подачу снарядов с минимумом задержек.
Но все равно сидит в голове эта мысль - ну вот а если бы?
Подписывайтесь, будет интересно