Мы оставили загадочного митрополита Иоанна 25 сентября 1347 года, когда он с проезжей грамотой Тайдулы отправился из ставки возле Жёлтой Трости во мрак неизвестности. Кстати само название ставки многие переводят буквально как Сарыкамыш и даже относят к современному месту с таким же названием где-то в Хорезмских краях.
Мне это кажется маловероятным.
В Орде был самый пик эпидемии чумы, которая ударила как раз по южной и восточной частям. А вот до Руси она не дошла. Туда чёрная смерть проберётся через Европу, завершив страшный круг по Византии, Италии, Франции, Англии и Скандинавии.
Так что ханской ставке было разумнее держаться севернее. Кстати здесь тоже есть "тростниковые" топонимы. Камышлы, например. Где-то в это же время возникает и таинственная ханская резиденция с романтическим именем Гюлистан. Именно в 1347 году там был выдан ярлык венецианским купцам.
Этот год вообще был богат на события.
Тот же великий князь Симеон Гордый положил на церковные каноны вовсе не за тем, чтобы там просто что-нибудь полежало. Третьим браком он собрался жениться на тверской княжне, породнившись тем самым со своими лютыми врагами. А это грозило поменять всю политическую ситуацию.
Вот только пока московские князья десятилетиями грызлись с тверскими за спиной у них образовался новый центр силы, потихоньку прибиравший в руки бразды.
Это Суздаль.
Конечно старый-добрый Суздаль. помнивший ещё былинные времена и Владимира Красное Солнышко был лишь княжеской резиденцией. Подлинная сила копилась на Волге у её слияния с Окой. Там рос и богател Нижний Новгород.
Ещё при Узбеке тамошние князья отломили у самого Ивана Калиты половину великокняжеского ярлыка и этому непревзойдённому интригану пришлось потратить немало сил, а самое главное, средств, чтобы вернуться к старому порядку. После его смерти суздальский князь попытался утянуть уже весь ярлык. Но Симеон Гордый доказал, что он достойный наследник своего отца.
Забежав немного вперёд, скажу, что суздальские князья всё-таки отберут ярлык на великое княжение у Москвы. Но случится это уже через полтора десятилетия после описываемых событий.
Но борьба, как мы видим, шла уже тогда.
Не оставила она в стороне и церковь. А вы думаете зачем я вам всё это рассказывал?
Так вот в описываемое время суздальскую епархию возглавлял епископ Иоанн. Вполне даже достойный муж, причисленный впоследствии к лику святых. Правда, как и положено святому о его жизни до нас дошли одни сведения о чудесах. Это близко к нашей теме, но не совсем то. Нас больше интересуют загадочные явления или хотя бы таинственные совпадения.
Есть такие и в биографии Иоанна Суздальского. Упоминается, что приблизительно в описываемое время он был поставлен в епископы патриархом Константинопольским. В епископы посвящает собрание епископов. Значит речь идёт о поставлении на кафедру. А это вроде как дело митрополита.
Сам патриарх нередко вмешивался в эти дела и даже сам ставил архиреев, но при этом обычно давал им звание архиепископов. Так было с Новгородом. Так было с одним из преемников Иоанна Суздальского Дионисием.
Кстати Дионисий стал потом митрополитом Руси, но до митрополии не доехал. Правда эта история хорошо описана и никаких тайн не содержит. Одни приключения.
А вот епископ Иоанн до епархии благополучно добрался, да ещё и довольно долго и успешно управлял ей.
На этом факты заканчиваются. Можно добавить лишь, что будущий святой был очень хорошим, а главное, гибким политиком. Например он прекрасно осознавал что главное в профессии политика. Когда придёт время он освободит дорогу другому будущему святому Алексею Бяконту.
Можем мы предположить, что таинственный митрополит Иоанн появился в результате политических игр Суздальских князей, направленных на получение великокняжеского ярлыка? Тем более что за сам ярлык в Орде они уже давно и упорно боролись.
Как мы видели митрополичьи клобуки в Царьграде тогда продавались весьма бойко.
Вот только что с ним делать потом в родных палестинах было не совсем понятно.
Без нужной силы он мог оказаться всего лишь клочком пергамента, умножающего число врагов. А главный соперник суздальцев Симеон Гордый в эту пору как раз замирялся со своим извечным противником Тверью. Пришлось срочно прятать добытую грамоту под сукно, чтобы не оказаться лицом к лицу с могущественной коалицией, да ещё и возглавляемой митрополитом Феогностом. Осталась только память о том, что суздальский владыка был назначен самим Константинопольским патриархом.
В пользу этой версии говорит и сам адресат грамоты Тайдулы. Она обращается не к князю Симеону, а к неким князьям, пребывающим в его подчинении. Значит туда и ехал таинственный митрополит.
Кстати и сама грамота появилась в канцелярии митрополитов после того, как белый клобук получил Иона, бывший рязанский епископ. Видно где-то в тех краях она и хранилась до поры до времени